Министры стран – членов ВТО одобрили присоединение к ней России. Осталась лишь процедура ратификации соответствующих документов органами власти нашей страны. В исходе ее сомневаться не приходится; Российская Федерация стала добиваться членства во Всемирной торговой организации еще до начала ее работы – с 1994 года.
Задачей ВТО, созданной в 1995 году, является установление общих правил мировой торговли. Члены этой организации получают равные права, обязаны соблюдать принципы взаимности в уступках, прозрачности. В ВТО уже вступили более 150 стран. Ни одна из них за долгие годы не заявила о желании выйти из организации.
Процесс принятия России был одним из самых долгих. Вот как комментировал переговоры по их ходу премьер-министр Владимир Путин: «Вы знаете, это вопросы достаточно сложные. Вот вы посмотрите, на каких условиях Украина вступила, на какие издержки пошла украинская экономика от обнуления некоторых, допустим, таможенных позиций? Ну, допустим, в авиастроении. Мы не можем на это пойти, мы дорожим своим авиационным комплексом. И у нас это сложный переговорный процесс». Пример приведен премьером только один, но дискуссии шли по всем отраслям экономики. По завершении переговоров глава российской делегации, директор департамента МЭРТ РФ Максим Медведков сообщил, что в рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить средневзвешенную ставку импортных пошлин до 7,1% с нынешних 10,3%, в том числе на сельхозпродукцию – до 11,3% с нынешних 15,6%, на промышленные товары – до 6,4% с 9,4%. Причем по подавляющему большинству позиций снижение – поэтапное, растянутое на много лет.
Страны вступают в ВТО, чтобы наиболее эффективно использовать свои экспортные преимущества. В России это доходы от нефти, газа, продажи металла, дешевой электроэнергии, это интеллектуальный капитал и, наконец, огромное пространство, за проезд и пролет над которым можно получать плату. Между тем российские компании-экспортеры часто сталкивались с разного рода ограничениями и недобросовестной конкуренцией на рынках других стран. По приблизительным оценкам, потери от этих ограничений превышали 2,5 миллиарда долларов в год. После вступления в ВТО эти деньги добавятся в российскую экономику. Так, Евросоюз должен отменить квоты для России на поставки металлургической продукции с момента присоединения РФ к ВТО.
Но, кроме прямых преимуществ, есть и косвенные: повысится уровень доверия к российской экономике. По мнению Максима Медведкова, для многих бизнесменов «основным плюсом от ВТО будет стабильность системы регулирования, в том числе импортного тарифа. Членство в ВТО – безусловный плюс для потребителей любых категорий. Существуют позитивные ожидания у инвесторов – и российских, и иностранных». Эксперты, впрочем, высказывают опасения: не станут ли неконкурентоспособными, например, отечественные продовольственные товары от наплыва дешевого импорта? Но, по мнению министра сельского хозяйства России Елены Скрынник, российский АПК готов к вступлению в ВТО, в том числе и по объемам производства сельхозпродукции. Точкой роста отрасли в ближайшие годы станет экспорт продукции.
Как отметила Е.Скрынник, для того, чтобы отечественная продукция «была более чем конкурентоспособной на мировом рынке и реализовывалась бы по адекватным для потребителей ценам», предусмотрены различные меры государственной поддержки, которые будут все сохранены в новой госпрограмме развития АПК на период 2013-2020 годов.
Вступление в ВТО – это очень крупное изменение торгового режима. Никто не гарантирует, что оно обойдется без трудностей. Но все сделано для того, чтобы минимизировать проблемы.
точка зрения
Дмитрий Медведев,
Президент Российской Федерации:
– Мы всегда чувствовали поддержку со стороны бизнеса – и не только российского, но и наших друзей и коллег из других стран, наших партнеров из Германии, которые понимали, что ВТО для России – это не морковка, которая висит и помогает выполнять какие-то действия, а это неизбежность. Причем неизбежность – как для России, так и для самой ВТО, потому что не может быть шестой экономики по паритету покупательной способности, не может быть такой огромной страны, как наша, чтобы она не была в ВТО.
Владимир Путин,
Председатель Правительства Российской Федерации:
– Вступление России в ВТО не означает автоматического, полного открытия наших рынков перед иностранными товарами. Чувствительные позиции, безусловно, будут защищены более высокими ставками таможенного тарифа. Мы будем действовать при этом в строгом соответствии с правилами самой Всемирной торговой организации. Россия в полной мере сохранит возможность использования всех инструментов поддержки отечественных товаропроизводителей. Имею в виду также широко применяемые странами ВТО специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры.
Максим Медведков,
руководитель делегации на переговорах о вступлении России во Всемирную торговую организацию, директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли России:
– Условия присоединения России к ВТО не приведут к серьезным системным изменениям российской законодательной базы. Мы выполнили свою задачу, ситуация осталась такой, какой мы хотели ее видеть в рамках требований ВТО. Россия интересна ВТО, так как российский рынок достаточно емок и перспективен — одна седьмая часть мировой таможенной территории. Таков был общий тезис выступлений 25 членов ВТО на заседании рабочей группы в Женеве. Отрицательные же последствия присоединения могут быть только для нескольких отраслей и связаны с небольшим снижением импортных пошлин (средневзвешенный импортный тариф в настоящее время составляет в России 10,293%, по истечении переходных периодов он составит 7,147%).
Алексей Портанский,
директор информационного бюро по присоединению России к вто, профессор Высшей школы экономики:
– От присоединения к ВТО выигрывает потребитель в широком смысле слова, то есть и предприятие – потребитель иностранного оборудования и комплектующих, и рядовой потребитель. Выигрыш последнего обусловлен постепенной либерализацией рынка потребительских товаров, повышением конкуренции на рынке и, как следствие этого, улучшением качества товаров и снижением цен.