И всё это было бы правильно. Но не вполне. Потому что поэзия жила, дышала не только в классические века и не только в столице. Провинция подавала да и сегодня подаёт свой голос – самобытный, близкий к народу, свободный от подражательства и новомодного гламура. Ещё Карамзин заметил, что культура крепка провинцией. Сегодня это трижды верно.
Отнюдь не страдая квасным патриотизмом, скажу: в поэтическом плане наш рязанский край оказался по-особому звонким. Причины? Их много и все достаточно весомы. Неброская природа, но тут же, как широкие сочные мазки на холсте художника, – таинственность лесов, ширь Оки, озёра... Мирные будни и тут же – богатейшая драматичнейшая история, в глубины которой мы ещё только заглянули. Тяжёлые испытания, выпавшие на долю людей, и тут же поразительное чувство собственного достоинства. А устремлённость к творчеству? Она – в рязанских генах.
В своё время в издательстве "Московский рабочий" вышла небольшая книжечка под названием "Литературная Рязань. Биобиблиографический словарь". Её автор – известный рязанский учёный, литературовед Игорь Николаевич Гаврилов, которого сегодня вспоминают с почтением и любовью. В кратких статьях словаря – свыше сорока имён литераторов – уроженцев рязанского края и тех, кто связан с ним творчеством. Фиксируются значимые факты литературной истории рязанского края конца XVIII – начала XX вв. Есть в словаре и поэты, известные в своё время широкому российскому читателю.
Потом были и другие издания подобного характера.
Традиции поэтически сильной провинции оказались живыми и в новейшие, уже наши, времена. У нас есть поэты, чьи произведения известны широкому читателю и, скажем без всякого преувеличения, пополнили сокровищницу современной русской поэзии.
Людям старшего поколения несомненно знакомы эти строки:
Говори о звёздной ночи,
О рязанском небе синем, –
Говори о чём захочешь,
Лишь бы только о России!
Их автор – наш земляк, уроженец рязанского села Стариково Иван Петрович Бауков. Он учился в Литинституте. Воевал в финскую и Великую Отечественную. После войны жил и работал в Москве.
Стихотворение "Говори мне о России" знали и любили все. Я была знакома с Иваном Петровичем. Несколько раз пришлось наблюдать, как в Москве, в Центральном Доме литераторов, его настойчиво просили "почитать о России". Не обходилось без этого и на литературных вечерах, на которых он выступал, бывая в Рязани, в своём родном селе.
Строка другого стихотворения Баукова – "человек без родины – соловей без песни" – вообще ушла в народ, стала восприниматься как мудрая пословица.
ДУМА ПАРТИЗАНА
Ягода смородина,
Мох да мелколесье.
Человек без родины –
Соловей без песни.
Не шуми осокою,
Озеро лесное.
Там, где ель высокая,
Дом – гнездо родное.
А теперь над елью той
Только дыма тучи.
А под елью сын-герой…
Ворогом замучен.
Встал я ночью лунною,
Дробовик на плечи –
И за речку шумную,
Ворогу навстречу!
Ягода смородина,
Мох да мелколесье.
Человек без родины –
Соловей без песни.
С этим стихотворением перекликается поэтическая миниатюра Владимира Хомякова "Раздумье". Автор живёт и работает в Сасове, много пишет, известен читателю. Глубоко патриотичное по сути, "Раздумье" лишено неуместных в данном случае патетики и пафоса. Только естественная особая деликатность при выборе красок, звукописи…
РАЗДУМЬЕ
Вдаль с холма глядит она –
с ней два сына рядышком.
Некрасива, не модна,
да кому-то – ладушка.
Над лесной водой стою,
что до дна просвечена.
По колено воробью,
да кому-то – реченька.
Оскудевшие поля,
мерзлая болотина,
неприглядная земля,
да кому-то – родина.
Сейчас много говорят об отсутствии в нашем обществе патриотизма, о необходимости воспитывать в молодом поколении любовь к великому нашему Отечеству и к "малой родине" – тому уголку земли, где ты родился и вырос. "Отечество нам – Царское Село", – сказал когда-то Пушкин. И такая традиция должна быть жива.
В прошлом году в Рязанском издательском доме вышла книга Евгения Маркина "Зову тебя в мою Мещёру". Здесь собраны стихи, посвященные родному краю. Здесь тема "малой родины" сливается с высокой гражданской позицией поэта и с его жизненными перипетиями, с размышлениями о судьбах земляков и глубоко личными переживаниями. Здесь хрупкая красота природы сродни человеческим чувствам...
ПЕРВЫЙ ПОДСНЕЖНИК
Словно сияние в руки беру!
Вот он, лежит у меня на ладони –
самое чистое и молодое
дивное диво в древнем бору.
Бледен. Прозрачен. Запаха нет.
Всё в нём пока ещё смутно и зыбко:
то ли весны запоздалой улыбка,
то ли зимы прощальный привет.
Здравствуй!
А ты мне себя назови,
ты мне откройся,
первый подснежник!
...То ли печальная память
о прежней,
то ли предчувствие новой любви.
Последние годы жизни Евгения Маркина прошли в его родной деревне Клетино. Эта сельская глубинная провинция давала ему богатый для размышлений материал. Наверное, потому так пронзительны в своей душевной распахнутости его стихи, так близки они нам. Истина, как всегда, проста – стихи рождены любовью к человеку.
В этом внутренняя схожесть поэтического мироощущения Евгения Маркина и его земляка Бориса Шишаева, который живёт и работает в посёлке Сынтул, что в нескольких верстах от Клетина. Поэзию Шишаева отличает осмысление человеческого бытия. Но это не отстранённые философствования "на тему", а размышления над тем, что волнует каждого из нас. Просто в суете житейской люди далеко не всегда, как надо бы, и не так глубоко, как хотелось бы, осмысляют непростой диалог "мы и этот мир". Поэтому так благодарны они таким поэтам, как Борис Шишаев, который помогает им увидеть самих себя.
Об этом говорит и поэтический праздник "Борис Шишаев собирает друзей", который проводится в Сынтуле. И часто по просьбе гостей Борис Михайлович читает свои стихи, которые выражают его жизненное, поэтическое кредо.
***
Души моей тревожное волненье,
Не покидай меня до поздних лет!
Не покидай, чтоб каждое мгновенье
Рождало в сердце отклик и ответ.
Чтоб от любви душа моя дрожала,
Когда под солнце выйду за порог,
Чтоб по щеке моей слеза бежала,
Когда могильный встречу бугорок.
Чтоб я не стал глухим
к чужому счастью,
Ко всем несчастным
холоден не стал,
Чтоб помогало жить мое участье
Всем тем, кто заблудился и устал.
Среди любого холода и тленья,
Нелегкий дар любви во мне храня,
Души моей тревожное волненье,
Не покидай, не покидай меня!
Как-то с одним издателем мы разговорились о том, что хорошо бы подготовить и выпустить книгу лучших рязанских стихов. И даже название родилось – "Мелодия шедевра. Рязанская антология". Когда внимательно вчитываешься в строки наших стихотворцев, убеждаешься: собрать и издать такую книгу реально.
Вот яркое тому подтверждение. У Бориса Жаворонкова есть замечательное стихотворение, которое впервые было опубликовано в "Комсомольской правде" – в середине 60-х, в рамках Всесоюзного поэтического конкурса "Розовый олень". Председателем жюри был выдающийся советский поэт Михаил Луконин. Рязанский поэт Борис Жаворонков стал лауреатом этого конкурса.
ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ
В цветах могила русского солдата.
Живое знамя Вечного огня.
Какой он? Синеглазый? Конопатый?
Похожий, непохожий на меня?
Не с ним ли шли к победному
рассвету,
Когда земля качалась от шагов?
Он – на посту. Он стережёт планету.
Встречает зори.
Слышит шум лугов.
В нас – вечность.
Мы – России продолженье.
Он жив – во мне. Моё бессмертье –
в нём.
Я рядом с ним за жизнь иду
в сраженье,
Чтоб так, как он, своим гореть огнём.
Так размахнись орлинокрылой
песней,
Моя строка, над вешним гулом дня!
Пускай я вечно буду неизвестным,
Но буду частью Вечного огня! ...
Всемирный день поэзии – очень правильный день. Он даёт людям возможность ещё раз задуматься о месте поэзии в нашей жизни. И ещё раз воздать должное тем, кто дарит нам строки, которые навсегда остаются с нами.