00:34 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1856

Культурная экспедиция

Что заинтересовало и удивило рязанских педагогов в дружественной стране, а что показалось знакомым

В последнее десятилетие у россиян усилился интерес к Китайской Народной Республике. На этой волне в структуре РГУ имени С.А. Есенина был открыт институт Конфуция, задачей которого является ознакомление с культурой, языком, традициями нашего великого восточного соседа. В рамках этой образовательно-просветительской деятельности институт организовал недавно «культурную экспедицию» рязанских педагогов в город Чаньчунь. О том, что примечательного увидели там рязанцы, мы попросили рассказать руководителя делегации, директора Научно-образовательного центра практической психологии и психологической службы РГУ Эльвиру Самарину.

Учеба без барьеров

– Чаньчунь – это столица северо-восточной провинции Цзилинь. Город по китайским меркам небольшой, в нем живет где-то около семи миллионов человек. Чаньчуньский университет, который мы прежде всего посетили, – крупный политехнический, экономический, научно-культурный центр, с которым наш вуз в течение уже ряда лет поддерживает добрые деловые отношения. Некоторые мои коллеги бывали там. Я посетила университет впервые, и меня как социального психолога прежде всего заинтересовало обучение здесь людей с ограниченными возможностями – в основном это неслышащие и незрячие молодые люди. Для них в университете создано отдельное структурное подразделение, которое называется институтом специального образования, и, как мне кажется, опыт его работы очень поучительный. Обращает на себя внимание, в первую очередь, так называемая безбарьерная среда. Все помещения института оборудованы таким образом, что человек с ограниченными возможностями может беспрепятственно добраться до того места, где ему необходимо быть. Привлечены разные устройства, чтобы студенты-инвалиды также беспрепятственно получали знания. Например, для незрячих студентов есть аппарат, который переводит иероглифы в брайлевский текст и наоборот. Есть студия для записи аудиоучебников. Профессиональные знания в институте даются сообразно возможностям молодых людей. Скажем, незрячие студенты получают навыки в области народной китайской медицины – массажа. Слабослышащие студенты в основном занимаются искусством дизайна.

Когда ребенок – один

Нашу экспедицию составляли в основном руководители и преподаватели тех рязанских школ, где углубленно изучают традиционные иностранные языки и факультативно начинают знакомить с китайским языком, который пока еще для нас является в некоторой степени экзотикой. Естественно, всем нам очень хотелось как можно полнее ощутить ту культурную, бытовую среду, в которой живет народ, и, прежде всего, посетить школу. Нам предоставили такую возможность, хотя китайская система общего образования для иностранцев здесь чаще всего закрыта. Китайцы, как я заметила, очень трепетно относятся к своей школе, как и вообще к детям. Отчасти, наверное, из-за того, что здесь уже довольно продолжительное время действует правило: одна семья – один ребенок. Иметь второго ребенка – это своего рода привилегия, которая дается в определенных случаях и которой лишены, например, люди такой «благополучной» категории, как госслужащие. Поэтому в подавляющем большинстве китайских семей один ребенок, на которого возложены все родительские надежды. Отсюда и повышенная забота о его образовании. В чем это выражается? Китай сейчас интенсивно развивается, строятся прекрасные дороги, современное жилье. Наряду с этим есть, конечно, микрорайоны, где жилые дома более скромны, не так современны. И вот в этих домах квартиры стоят гораздо дороже, чем в фешенебельных, если рядом в микрорайоне хорошая в рейтинговом отношении школа. Культ знаний – иначе это никак не назовешь.

Китайский размах

Школьные здания в Китае очень большие, так же, как и территории, прилегающие к школам. Иначе и быть не может, ведь все эти пространства густо населены. Мы были в не очень большой, по тамошним меркам, школе. В ней учится… четыре с половиной тысячи ребят. Китайская школа двенадцатилетняя, она делится на начальную (младшую) и сразу старшую. Так вот, в одной увиденной нами школе старшая ступень занимала целое здание в семь этажей. Отдельный корпус этого учебного заведения здесь был отведен для занятий физкультурой и спортом.

В китайской школе придается очень большое значение сохранению физического и психического здоровья детей. Так же, как и учителей. Мы видели в одном из школьных зданий целый этаж, отведенный педагогам для проведения досуга. Главное место в нем занимали спортивные тренажеры, столы для бильярда, пинг-понга, волейбольные и бадминтонные площадки и многое другое, что способствует полноценному отдыху местных учителей…

Воспитание характера

В китайских школах, в отличие от наших, очень многочисленные классы: по 40-45 человек. Для изучения иностранных языков (ребята охотно изучают в их числе русский язык: в одной из школ мы видели «русский дом» с деревянными ложками, матрешками, русскими шалями и… Санта-Клаусом, долженствующим быть нашим Дедом Морозом) класс делят пополам, но и при таком условии, на наш взгляд, одолеть чужой язык довольно трудно. Китайские учителя, видимо, считают иначе. Они вообще, как мы заметили, не склонны упрощать, облегчать процесс обучения. Материал дается в расчете на сильных и мотивированных учеников. Если кто-то не понял, одолевай сам. В общем, детей любят, но не балуют. И китайские школьники показались нам очень дисциплинированными, организованными. И в этом отношении они напоминали нам школьников советской поры. Особенно это чувствовалось, когда мы посетили один из школьных музеев, и дети показывали нам его экспонаты, различные фотографии. Там тоже принято делать снимки школьных выпусков. Естественно, что они очень «многолюдные», поэтому фотографии получаются почти что в метр шириной.

Добросердечие, добрососедство

Китайцы приветливы, улыбчивы, но полны внутренней сдержанности и достоинства. Мне кажется, каждый из них глубоко ощущает себя представителем великой нации, великой страны. Они не позволяют себе, как иногда мы, плевать в свое историческое прошлое. Когда мы что-то спросили о «председателе Мао», нас деликатно поправили, что имя этого человека надо произносить со всеми соответствующими регалиями.

Отношение к русским у китайцев очень хорошее. Это подтверждают и студенты РГУ имени С.А. Есенина, которые изучают в Чаньчуньском университете китайский язык. Нас тоже везде встречали тепло и радушно. Ректор университета дал в честь приезда нашей делегации торжественный обед. Специально для нас был организован концерт современной и традиционной китайской музыки. Мы не только осмотрели достопримечательности Чаньчуня, но и побывали в Пекине, прогулялись по Великой Китайской стене. Повторяю, везде нас встречали как дорогих гостей.

В старой песне времен расцвета советско-китайской дружбы есть слова: «Русский, китаец – братья навек». Ныне, в условиях обострившихся глобальных проблем, добросердечие, добрососедство двух наших народов особенно ценно.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 244 (4047) от 27 декабря 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Касимов - Вторая четверть в Торбаевской средней школе прошла под девизом «Мы выбираем здоровый образ жизни!»
В ходе долгосрочной акции по привлечению школьников к здоровому образу жизни состоялись не только тематические классные часы, но и внеклассные мероприятия с участием ребят. Добрые ...
На шаг впереди
В филиале «Рязаньэнерго» подвели итоги года и отметили лучших сотрудников
Читайте в этом номере: