Известные мелодии средних веков «Зеленые рукава», «Пляска Смерти», а также менее известные произведения можно было услышать в пятницу на концерте ансамбля средневековой музыки «Flos Florum» в областном художественном музее имени И.П. Пожалостина. Вокал и разные экзотические для наших дней инструменты звучали на фоне выставки «Архитектурная графика XVIII – XX веков» из фондов Государственного архива Рязанской области.
Квартет студентов консерватории из Екатеринбурга – Александр Старков, Яна Анненкова, Юрий Волков и Антон Изгагин – специализируется на исполнении музыки европейского средневековья и эпохи Возрождения (XI-XVI), а так же архаично-народной музыки народов мира (древнерусской, ближневосточной, ирландской, сербской, македонской)… Основной репертуар – королевские эстампиды средневековой Франции, песни и танцы итальянского Треченто, скандинавский эпос, любовная лирика трубадуров из Прованса, английские церемониальные танцы, песни странствующих вагантов, музыка карнавальных шествий и древних литургических мистерий, королевских трапез и крестовых походов, рыцарских турниров и пышных коронационных процессий...
Екатеринбуржцы не только исполняют музыку, но и сами делают аутентичные инструменты, детально реконструируя их по историческим источникам, а также занимаются популяризацией музыки, которую играют. Во время концерта рассказывают об уникальных инструментах, среди которых ренессансная волынка, мавританская гитара, гемсхорн, раннесредневековая виель и много-много других, а после долго общаются с залом, отвечая на все вопросы. И на концерте в художественном музее публика долго не расходилась, рассматривала инструменты, не отпускала музыкантов, которые дали возможность прикоснуться к целому пласту музыкальной культуры.
прямая речь
Александр Старков,
мастер-реконструктор инструментов, вокалист, исполнитель на многих инструментах:
– Я окончил музыкальное училище по классу фортепиано, как пианист поступил в консерваторию, потом перевелся на вокальный факультет. Антон Изгагин – контрабасист, Юрий Волков – гитарист, Яна Анненкова уже окончила консерваторию как дирижер хора, а сейчас учится в ней как симфонический дирижер. Исполнению средневековой музыки нас никто не учил, – педагогов таких нет. Идея создать ансамбль возникла потому, что в России мало звучит средневековая музыка. Первый концерт состоялся три с половиной года назад. Часто выступаем в Свердловской филармонии, ездим по районам.
Хочется, чтобы звучание музыки Ренессанса был таким же, как и столетия назад. Конечно, у нас современная энергетика, драйв, и мы сближаемся с роком. Но самая правильная аналогия – с джазом, ведь каждый раз произведение звучит иначе. Музыканты в те времена, отталкиваясь от какого-то заданного шаблона, в процессе игры импровизировали, передавали друг другу партии.
К слову, нигде не указано, на каких инструментах исполнялись те или иные мелодии (записи которых мы ищем по разным источникам), и подсказки мы часто находим в… романах. Конечно, изучаем исторический контекст той или иной эпохи, страны, а потом уже выбираем инструменты, полагаясь на интуицию. Первые инструменты я заказал, а потом захотелось все больше и больше разных, решил попробовать сделать сам. Разнообразие пород дерева здесь гораздо больше, чем в современных академических инструментах.