Вопрос «пить или не пить?» в контексте удручающей демографической статистики давно звучит у нас по-гамлетовски – «быть или не быть?» Сохранит ли нация свое здоровье и репродуктивный потенциал, сможет ли отвечать вызовам современности – во многом зависит от стойкости к искушениям зеленого змия. По разным данным, сегодня в России ежегодно употребляется от 15 до 18,5 литра чистого алкоголя на душу населения. Это в два раза больше того объема, который эксперты ВОЗ признают критически опасным для здоровья нации.
Государство приняло федеральный закон о регулировании продажи алкоголя, направленный на борьбу с алкоголизацией населения. Регионы тоже подключились к решению проблемы. В Рязанской области введено ограничение на продажу любой алкогольной продукции с 22.00 до 8.00. Областным законом увеличен в 40 раз уставной капитал организаций торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (с 10 тыс. до 400 тыс.рублей). Эта мера уже дала положительный эффект, сообщили в минэкономразвития области, – на одну торговую точку с алкогольным ассортиментом приходится не 334 человека, как раньше, а 380.
Теперь на повестке дня – изменение территориальной схемы продаж крепких спиртных напитков. На сайте Минпромторга РФ размещен проект правительственного постановления, определяющий единый для всех регионов порядок определения мест массового скопления граждан и прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкоголя. После принятия документа, вынесенного на обсуждение, у муниципалитетов будет полгода на то, чтобы очертить границы вокруг образовательных, медицинских, спортивных и других общественных организаций, в пределах которых спиртосодержащие напитки продавать запрещается.
Федеральным документом минимальное расстояние до торговой точки со спиртным определено 25 метров. Если у объекта из установленного перечня есть своя обособленная зона, то метры отсчитываются от нее. При отсутствии таковой – от двери больницы или спорткомплекса до входа в магазин. Размер прилегающих территорий по кратчайшему расстоянию определяется по тротуарам или пешеходным дорожкам.
Предлагается наделить муниципалитеты правом увеличивать границы прилегающих территорий, причем неограниченно. Кстати, в Рязанской области в некоторых муниципальных образованиях «санитарный метраж» составляет не 25 метров, а сто. Эта преференция уже сейчас вызывает недовольство среди определенной части бизнеса. Некоторые эксперты усмотрели в ней возможность злоупотреблений со стороны местных органов власти, которые могут подыграть крупной сетевой торговле с помощью ограничений на продажу алкоголя для магазинов шаговой доступности. В Рязанском отделении ООО «Деловая Россия» не исключают варианта, что таким образом алкогольный рынок начнет движение в сторону укрупнения и монополизации. Впрочем, наши источники в минэкономразвития области невысоко оценивают шансы на принятие поправки, дающей право местным властям бесконечно увеличивать размер прилегающих территорий, свободных от продаж алкоголя. В этом случае потребуется переформатировать значительную часть торговли из-за существующей плотности застройки в городах. Естественно, никто этим заниматься не будет.
Существенные изменения ждут торговцев пивом. С 1 июля 2012 года оно приравнивается к алкоголю. С июля в общественных местах и на остановках транспорта нельзя будет продавать пиво крепостью свыше 5 градусов, а с 1 января 2013 года – любое пиво вообще. Соответственно, и прилегающие территории должны быть свободны от этого напитка. А вот новые региональные требования к уставному капиталу для организаций торговли, продающих алкоголь, на продавцов пива не распространяются, так как их деятельность не подлежит лицензированию, пояснили в минэкономразвития области.
Замечено, что всплески употребления алкоголя обычно совпадают с тяжелыми экономическими периодами страны, во время которых власти проводят антиалкогольные кампании (яркие примеры – андроповская и горбачевская борьба с пьянством).
Административные меры помогают, но ненадолго. Против самой пагубной привычки они, к сожалению, бессильны. Моральную стойкость к невзгодам и кризисам человек воспитывает в себе сам. А государство должно добиваться, чтобы эти кризисы случались как можно реже.
точка зрения
Владимир Моторжин,
председатель Рязанского отделения ООО «Деловая Россия»:
– С одной стороны, чем дальше точки продажи алкоголя, например от школ, тем ниже будет уровень его потребления. Однако исторически любые запреты на потребление алкоголя в стране всегда приводили к обратному эффекту – разрастался «теневой» рынок, возрастало производство алкоголя в «домашних условиях», что, разумеется, дешевле, так как около 90% цены спиртосодержащей продукции составляет акциз. С экономической точки зрения, любой запрет порождает монополию и рост коррупции. Несомненно, указанные меры приведут к укрупнению торговой сети, росту цен и снижению качества.
Петр Акульшин,
заведующий кафедрой философии и истории РГМУ им. И.П.Павлова, профессор, председатель правления Рязанского исторического общества:
– Как показывает опыт нашей страны и других стран – Финляндии, США, административные меры могут что-то подкорректировать, но вряд ли решат проблему с алкогольной зависимостью. Законами и правилами порок искоренить нельзя, его можно только ввести в определенные рамки. Много нареканий вызывает наша правоприменительная практика. Как и в случае с залами игровых автоматов, которые продолжают работать в городе, хотя официально запрещены, продажа суррогатного алкоголя в розлив имеет место, и я думаю, что адреса известны не только покупателям, но и правоохранительным органам. Но в первую очередь нужно улучшать социальный климат. Если у людей нет цели в жизни, если они ограничены в своих профессиональных возможностях, несмотря на достигнутый высокий уровень образованности, такая альтернатива, как алкоголь, всевозможные расслабляющие препараты, легко овладевает их сознанием.
Давид Заридзе,
член-корреспондент РАМН, профессор, заведующий отделом эпидемиологии и профилактики РОНЦ имени Н.Н. Блохина:
– Я могу утверждать, что в среднем потребление алкоголя в России всегда было высоким. Значительное снижение уровня потребления алкоголя отмечалось во времена горбачевской антиалкогольной кампании. Я не утверждаю, что я говорю, что это был идеальный метод борьбы с алкоголизмом. Но в 1986-1987 годах потребление алкоголя значительно снизилось на пару-тройку лет. Потом, в начале «лихих» 90-х годов, потребление алкоголя резко возросло, за этим последовал рост смертности. Своего максимума уровень потребления алкоголя и смертности достиг в промежутке между 1991 и 1994 годами. Затем в нашей стране наступила относительная стабильность: люди стали лучше жить, появилась работа, появился некий контроль за реализацией алкогольных напитков, началось снижение потребления алкоголя и, соответственно, снижение смертности. 1998 год – наш локальный экономический кризис, и после этого опять всплеск и потребления алкоголя, и смертности. С 2005 года смертность в стране снижается. Я боюсь, что новый кризис может вновь вызвать всплеск потребления алкоголя и смертности.