Когда речь заходит о портрете современного ребенка, многие прежде всего представляют его у компьютера, всецело погруженного в виртуальный мир. Или шагающего по улице с проводками от плеера в ушах. И обязательно – обладателем сотового телефона…
Чем стала современная информационно-коммуникационная среда для нынешней молодежи? Чего приносит она больше – добра или зла? Эти и другие вопросы обсуждались недавно в лицее №4 Рязани на заседании клуба «Отцы и дети», действующего в рамках совета родителей школы.
Проблема, ставшая темой разговора в клубе, сегодня широко обсуждается в обществе. Дискуссия в лицее еще раз выявила, что точки зрения на нее детей и взрослых не всегда совпадают. Например, младшие участники клуба говорили о несомненной пользе компьютера как источника информации. Имея его перед глазами, можно не ходить в библиотеку, не искать там необходимые книги. Просто щелкнул «мышкой», и все, что надо, – на экране. Получается огромная экономия времени.
«Вот так, без труда выудили рыбку из пруда», – с укором констатировали взрослые. А надо трудиться и самим добывать необходимые знания, только тогда они пойдут на пользу. И, кстати, искать их в компьютере по времени также бывает очень затратно.
Тут вмешались эксперты (были и такие на дискуссии из числа родителей – специалистов по электронике) и заметили, что искать информацию в компьютере тоже надо умеючи.
Дети отмечали огромные преимущества информационно-коммуникационной среды для того, чтобы находить новых друзей, переписываться с ними… «Правда, – сказал один мальчик, – общаться лучше все-таки лично, чтобы глаза в глаза».
«Компьютер закаляет характер: бывает, тебя «послали», а ты должен это стерпеть», – такой мыслью поделился еще один юный участник дискуссии. Неизбежно возникала речь о компьютерной этике и безопасности, о необходимости соблюдать определенный лимит пребывания в сети, чтобы не заболеть компьютерной зависимостью.
Во всем необходима мера. Но, как сказала учитель физики Л.П. Мещерякова, сегодня никто от компьютера не откажется, потому что он необыкновенно расширяет образовательные горизонты: например, дает возможности педагогам лицея заниматься дистанционным обучением некоторых детей.
Завершая разговор, директор лицея Н.И. Ширенина сказала о необходимости «компьютерного» воспитания, чтобы дети не перепутали виртуальный мир с реальным, не вышли за принятые в жизни критерии добра и зла. Она же сообщила о том, что с 2012 года лицей включается в эксперимент, когда в одном из классов все привычные средства обучения будут заменены электронными.