В 2012 году отношения России, Белоруссии и Казахстана переходят в новый формат. С 1 января начало действовать единое экономическое пространство трех государств.
20 лет назад произошел распад Советского Союза, это событие и поныне воспринимается очень многими его бывшими гражданами как трагедия, приведшая к череде экономических кризисов на постсоветском пространстве. Но все эти годы не ослабевала тяга к единению бывших братских республик, несмотря на периодические разногласия национальных властных элит. Потребность договариваться и решать общие экономические задачи оказалась важнее надуманных национальных распрей и претензий. Шаг за шагом двигался процесс интеграции – Союзное государство России и Белоруссии, Организация Договора о коллективной безопасности, Таможенный союз и вот теперь Единое экономическое пространство. Его уже называют исторической вехой не только для России, Белоруссии и Казахстана, но и для всех государств СНГ.
С 1 июля 2011 года снят контроль за передвижением товаров из стран-участниц Таможенного союза. Единое экономическое пространство открывает еще более значимые перспективы. Например, свободное движение капиталов и рабочей силы, единые стандарты, требования к товарам и услугам, равноправный доступ бизнеса к госзакупкам и контрактам в любой из этих стран. А управление торгово-экономическими отношениями передается в ведение наднациональных органов, что сразу исключает преобладание в партнерстве какой-либо одной страны. Нарушения правил конкуренции будет рассматривать суд ЕврАзЭС.
Создание общего экономического пространства – процесс, можно сказать, очистительный для входящих в него государств. Произойдет то, что премьер-министр Владимир Путин назвал «конкуренцией юрисдикций», борьбой за предпринимателя. Любой казахский, белорусский, российский бизнесмен сможет выбирать, где ему регистрировать свою фирму, заниматься таможенным оформлением грузов и т.д. Бизнес, а с ним и капиталы, пойдет в ту страну, где меньше бюрократии, понятнее административные процедуры, лучше деловой и инвестиционный климат.
Следующим этапом интеграции должно стать включение в ЕЭП Киргизии и Таджикистана, а потом переход к полноценному Евразийскому Союзу, обеспечивающему еще более тесную координацию экономической и валютной политики.
Чтобы действовал неизменный принцип Союза – единые правила и права для всех, необходимо в течение ближайших четырех лет принять более 50 международных договоров. Процесс не быстрый, но не будем забывать, что европейцам потребовалось еще больше времени для создания Евросоюза. А Евразийский Союз имеет даже больше энергии для развития, чем европейский, хотя бы потому, что создается странами с ничтожно малым соотношением госдолга к ВВП по сравнению с европейскими державами. Избыточное потребление, долговой навес, токсичные активы банков, к счастью, не стали их проблемами.
Общее экономическое пространство наверняка поможет и Рязанской области наладить более тесные связи с Белоруссией и Казахстаном. Пока эти государства не относятся к числу наших основных партнеров. Из стран СНГ главными потребителями продукции Рязанской области являются Украина, Молдавия, Азербайджан, а поставщиками – Украина, Узбекистан, Азербайджан, Туркмения.
Не стоит также забывать, что Евразийский Союз сильно необходим и для устойчивого глобального развития – как один из центров мира (наряду с ЕС, АТЭС, США и Китаем), который должен оставаться многополярным.
точка зрения
Владимир Путин,
Председатель Правительства РФ:
– По сути, речь идет о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры.
Замечу, что именно такая задача ставилась при создании в 2000 году ЕврАзЭС. И в конечном счете, именно логика тесного, взаимовыгодного сотрудничества, понимание общности стратегических национальных интересов привели Россию, Белоруссию и Казахстан к формированию Таможенного союза.
Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях — в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. А затем — и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах. То есть творчески применить опыт Шенгенских соглашений, ставших благом не только для самих европейцев, но и для всех, кто приезжает работать, учиться или отдыхать в страны ЕС.
Михаил Мясникович,
премьер-министр Республики Беларусь:
– В перспективе российский рубль, по нашему мнению, мог бы быть реальной резервной валютой, особенно если цены на российские энергоресурсы будут устанавливаться не в долларах или евро где-нибудь в Роттердаме, а в рублях и в Москве. А что? Нормально!
Мы внимательно изучили предложения России и подтвердили готовность развивать торговые отношения в ЕЭП на принципах Всемирной торговой организации. Аналогично на общепризнанных принципах мы готовы двигаться и по статусным вопросам ЕврАзЭС. Белорусская сторона предложила и получила поддержку ускорить становление института инновационной политики ЕврАзЭС, Центра высоких технологий и Евразийского банка развития. Это можно считать базовым принципом создания взаимовыгодной стратегии технологического развития наших стран. Как подчеркнул Владимир Владимирович, с 1 января 2012 года в Минске начинает функционировать суд ЕврАзЭС. Конкретный план работы утвержден, и мы будем использовать европейские подходы к его функционированию и разрешению спорных вопросов на пространстве сообщества.
Игорь Ковалев,
заместитель главы администрации Рязанского района по экономике и финансам:
– Я считаю, что создание единого экономического пространства – безусловный позитив для региональной экономики. Здесь и снижение таможенных расходов, и, соответственно, себестоимости продукции рязанских производителей, использующих сырье и комплектующие компаний из стран-участниц ЕЭП. Это повышает конкурентоспособность рязанских компаний на международном рынке.