По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, три четверти россиян довольны тем, как провели новогодние каникулы (74 процента). Наиболее удовлетворены отдыхом россияне моложе 34 лет (80-85 процентов) и обеспеченные граждане (86 процентов). Только каждый пятый негативно оценивает проведенные каникулы – это, в первую очередь, люди старше 35 лет и россияне с низкой самооценкой материального положения.
Наиболее популярны походы в гости (54 процента). На втором месте – прогулки на природе (24 процента). 10 процентов посещали рестораны, клубы, дискотеки или ездили за город, 9 процентов ходили в театры, на концерты и в кино. В меньшинстве – те, кто выехал в пансионаты и дома отдыха (1 процент) или же за рубеж (менее 1 процента). Однако доля тех, кто все праздники сидел дома, все-таки значительно превысила ожидаемую (31 процент против 22 процентов).
Я в этом году решила: хотя бы несколько дней надо провести вне дома. Цены на загородные дома отдыха и зарубежные поездки, скажем, в Египет, зашкаливали, и я отправилась в гости в Санкт-Петербург. (Согласно опросу сайта superjob.ru, проведенному перед Новым годом, планы путешествий по России были у 4 процентов экономически активного населения).
Туристов в городе на Неве было немало. Очередь в Эрмитаж начиналась от Александрийского столпа и выписывала пируэты. Не желавшие стоять в ней героически плавали по незамерзшей Неве. В кромешной тьме, под дождем, на открытых катерах в зимней одежде под одеялами – сплошной экстрим. Но у Русского музея очередей не наблюдалось, как и у Петропавловского собора. Недолго надо было стоять и чтобы попасть в храм Спаса-на-крови. В Царском селе, правда, пришлось померзнуть, чтобы посетить Екатерининский дворец.
Новогодний Петербург был прекрасен, несмотря на дождь и отсутствие снега. Иллюминация на Невском имитировала падающий снег, перед Александринским театром работала рождественская ярмарка с каруселью. Огни улицы перебивались светом витрин кафе и ресторанчиков. Петербург отличается тем, что там есть исторические заведения питания, интерьер которых создан еще до революции. Озябших прохожих ждут фирменные вкуснейшие пирожные и мороженое, глинтвейн и кофе с комплиментами. При приглушенном свете тихо появляются и исчезают официанты со свечами на подносе, сверкают елочки, в углу загадочно блестят изразцы на печи...
Впрочем, я отвлеклась. Почему же все-таки велика доля тех, кто в праздники лежит на диване? Почему у кого-то праздники ассоциируются с выпивкой? Это следствие застарелых социальных проблем. В последние годы многие россияне очень интенсивно работают, иногда на двух-трех работах. Мало общаются с родными, даже с теми, с кем живут в одной квартире. А внутри часто – пустота, которую нечем заполнить. Страх выходных. У части соотечественников привычки к культурному отдыху, к познавательному туризму не наблюдается.
Недавно мне рассказали случай, когда в Египте на экскурсии не могли найти одного туриста: он был столь нетрезв, что проспал всю недешевую поездку на задних сиденьях автобуса. Я и сама была свидетелем случаев беспробудного пьянства на курортах. Проблема, повторяюсь, в том, что если у человека нет интересов, культурных потребностей, то неумеренная работа сменяется неумеренным пьянством.
Уверена: многие российские музеи в эти дни недосчитались потенциальных посетителей. Что делать? Больше уделять внимания духовному развитию россиян, их отдыху. На государственном уровне. Надо поощрять внутренний туризм – рекреационный, культурный, давать средства на рекламу тем же музеям, театрам. Это принесет доход в казну. Ну и, конечно же, поощрять туристов и ценами на билеты. А пока Российские железные дороги с 1 января подняли цены на билеты на 40 процентов. И авиаперевозчики не отстали, цены взмыли вверх выше всех лайнеров. Это отпугнуло людей от поездок.
Нужны – регуляторы цен, дополнительные поезда, автобусы, льготное зимнее оздоровление в домах отдыха, санаториях. Это лучшая программа для нации, чем сидение перед телеящиком, где крутят «Битву экстрасенсов» и милуются Галкин с Пугачевой.