Знал бы молодой человек, что пригодятся ему школьные знания по литературе, наверняка бы на уроках внимательнее слушал и произведения читал. А так, без викторины, они ему зачем?
Споры педагогов, родителей и общественности о нужности знаний литературы современному, а значит, прежде всего, конкурентоспособному в нашем мире выпускнику школы, на практике обернулись отменой обязательного итогового экзамена по этому предмету в форме сочинения. Экзамен в старой форме отменили. (Оговорюсь, это нужно было, безусловно, сделать.) А новой нужной формы не придумали. После этого, сколько бы учителя ни объясняли ученикам важность знания литературных произведений, для многих литература осталась «за бортом» списка действительно главных учебных предметов. Получилось по известной поговорке: хотели как лучше… После чего и переход к тестам как к одной из главных форм контроля ученических знаний по литературе оказался вполне даже возможным. Как это ни парадоксально звучит. А дальше – проще. Зачем особо в смысл вникать, если в тестовой контрольной работе проверяется знание имен-фамилий, названий и сюжетных поворотов? Конечно, это только одна из причин снижения интереса детей к художественной литературе и чтению вообще.
Не думаю, что сгущаю краски. О том, что современные школьники читают непозволительно мало, стремясь заменить это занятие общением с Интернетом, не говорит только ленивый. К слову, Интернет предлагает огромное количество шпаргалок по литературе. В их числе и сочинения (их пока не отменили), и развернутые ответы на вопросы, и сообщения по биографии и творчеству писателей, и изложения с элементами сочинения, – чего только нет!
Скажете, не только у нас дети мало читают, но и в Европе, например. Соглашусь. Только то, что это так, что нелюбовь к чтению – явление повсеместное, мало утешает. Так, в одном из городов Германии психологи и педагоги проводят эксперимент: наказывают подростков-правонарушителей …чтением. Произведения подбирают на морально-нравственные темы и заставляют подростка их прочитать, а потом проводят с юными нарушителями порядка беседы по теме прочитанного. И хотя мнения педагогов и психологов о результатах этого эксперимента сплошь положительные: дети задумываются о собственных проступках и сознательно делают правильные выводы, – мне все-таки слегка жутковато.
Представляю, как, например, читают наши подростки в наказание «Преступление и наказание» Достоевского (невольный вышел каламбур), «Отцы и дети» Тургенева или «Воскресение» Льва Толстого, и …как-то не по себе делается, словно в чеховскую «Палату №6» попала, причем сразу в число пациентов. В такой ситуации воли воображению лучше не давать: как бы чего не вышло.
Вернемся в просвещенную Европу. Там и буккроссинг есть. Может, лучше его у европейцев позаимствуем? Он, конечно, в отечество и сам уже проник по стародавнему закону «моды на все иностранное», однако все больше пока в обеих столицах распространяется. Но ведь можно и у нас в Рязани активнее действовать, а?
«Забуду» завтра же утром в маршрутке «Вишневый сад» А.П. Чехова. Вдруг кто-нибудь подберет, прочитает? Все-таки там капиталист и мужик Лопахин хотя и купил сад, чтобы его вырубить, но при этом любит Раневскую…