06:52 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
3990

Крестьянская застава разведчика

На страже экономических интересов России

Ущелье духов

Пыль, пыль, пыль. Это первое, что бросилось в глаза молодому капитану-десантнику Геннадию Крамскому, когда он в 1986 году прилетел в Афганистан. В Кабуле его встретил военный комендант, посмотрел предписание, и сразу – перелет в Баграм. А на рассвете следующего дня уже летел на вертолете в ущелье Паншер (Панджшер). Оно находится недалеко от перевала Саланг и известно всем военным, прошедшим Афганистан, как место активной деятельности моджахедов. Так началась служба командира взвода разведки второго батальона 345-го отдельного парашютно-десантного полка в этой далекой стране, а продолжалась она там 2,5 года. Группировка стояла на высоте 1700 м над уровнем моря, а сторожевые заставы – 2,5 – 3 тыс. м. Геннадий высадился в Баграме 3 сентября, а 6-го пошел на первую операцию со своим взводом. Сидели в непроглядной ночной темноте в засаде, когда враг мог в любую минуту оказаться рядом. За 18 месяцев было организовано около 90 таких засад. Разведвзвод, которым командовал Г. Крамской (он являлся и командиром разведки батальона), добывал информацию о душманах, их планах, количестве, вооружении, передвижениях. Крамской до сих пор гордится тем, что безвозвратных потерь в его взводе за все 2,5 года службы не было, несмотря на очень непростую боевую обстановку. Но двое потеряли ступни ног. Это сержант Владимир Михайлов, который живет сейчас в Чебоксарах, и Сергей Башлыков из Сургута. Крамской и поныне поддерживает с ними связь, как, впрочем, и с другими боевыми товарищами.

Родом из Ялтунова

С детских лет Геннадий Крамской хорошо знал, что такое деревенский труд. Сначала надо картошку прополоть, воды натаскать, сделать что-то еще неотложное, а уж потом гулять. В деревне Ялтуново под Рязанью жили его бабушка и дедушка, оттуда родом его мама. На каникулы он нередко ездил к деду на Украину. Участник Великой Отечественной войны Никита Петрович Крамской ранее руководил большим колхозом имени Калинина. А в то время он уже был на пенсии и подрабатывал фуражиром. Геннадий ходил в ночное, помогал на сенокосе и на большом украинском огороде. «Крестьянский труд у меня в крови с детства», – улыбается сейчас Геннадий Федорович. Но во время учебы в рязанской школе №40, что в Приокском, он мечтал совсем о другой работе. В их доме на улице Дачной по соседству жила семья Басовых, многократных чемпионов и рекордсменов мира по парашютному спорту. Геннадий много раз с ними ездил на тренировки.

– Я уже в 8 классе однозначно знал, что я буду не просто военным, а десантником, – рассказывает Геннадий Крамской. – Это был целенаправленный выбор. Я готовился: активно занимался спортом.

Сразу после окончания школы в 1978 году Геннадий Крамской поступил в Рязанское военное воздушно-десантное училище. Не раз пригодилась ему маргеловская закалка. По распределению пошел служить в 76-ю гвардейскую десантную дивизию, в 234-й парашютно-десантный полк. Должность заместителя командира разведроты получил раньше, чем воинское звание старший лейтенант, а это свидетельство того, что молодой офицер работал на совесть. И вот через четыре года – Афганистан.

Реальный фильм о реальных событиях

В известном фильме Федора Бондарчука «9 рота» есть эпизод, где капитан-разведчик (его играет Алексей Серебряков) ночью возвращается с несколькими десантниками на заставу из глубокого рейда, приводит пленного и доставляет раненого бойца. Прототипом этого персонажа был Геннадий Крамской. Только в отличие от героя Серебрякова у Геннадия тогда была большая рыжая борода. Когда одна из застав в Паншере понесла потери, капитана Крамского направили туда на полтора месяца заменить командира. Все проходило в экстренном порядке, и он успел взять с собой в вертолет только боевой разгрузочный жилет и автомат, было не до бритвы.

– Всех офицеров девятой роты, воины которой 7 – 8 января 1988 приняли бой за господствующую высоту 3234 над дорогой в город Хост, я знал, – рассказывает Геннадий Федорович. – Командира 1-го взвода старшего лейтенанта Виктора Гагарина, командира 2-го взвода старшего лейтенанта Сергея Рожкова, арткорректировщика Ивана Бабенко, с которым я дружен до сих пор. Ротой в это время командовал старший лейтенант Сергей Ткачев. Мы с ним встречаемся каждый год. А одно время даже жили в одном подъезде, его жена Марина с моей Галиной (кстати, супруга Крамского служила военной телефонисткой) очень дружны. Мы все были частями нашего огромного армейского фундамента. Вместе несли службу, все вместе мы были – 40-я армия.

Да, по словам Г.Ф. Крамского, в жизни все было не совсем так, как в фильме. Но за основу взяты реальные события по солдатским воспоминаниям, это та самая афганская война глазами рядовых солдат.

– Нас, участников боевых действий того периода, пригласили на предпремьерный показ фильма «9 рота» в московский кинотеатр «Россия», – вспоминает Геннадий Крамской. – Скажу, что среди нас равнодушных на этом первом просмотре не было. Я и сейчас иногда смотрю этот трагический фильм. И всегда плачу. Может, это сентиментально, но… Я благодарен режиссеру Федору Бондарчуку за то, что он снял этот фильм. Там нет обвешанного огромным количеством оружия и боеприпасов неуязвимого Рэмбо, стреляющего вокруг себя до посинения со зверским выражением лица и убивающего бесчисленных врагов толпами. Для меня «9 рота» – это реальный фильм о реальных событиях.

Мнения о напрасности той войны Крамской не разделяет, как и многолетнего замалчивания правды о ней.

Подразделение капитана Крамского пересекло границу в 11 часов 11 февраля 1989 г. С тех пор ежегодно в этот день и час боевые товарищи встречаются у фонтана Большого театра.

Мирная жизнь

Из Афганистана они выходили со слезами на глазах: все, война кончилась. Но вернулись солдаты уже в другую страну. То тут, то там на территории СССР вспыхивали волнения, вооруженные конфликты, звучали выстрелы, лилась кровь. Подполковнику Г.Ф.Крамскому пришлось в эти годы служить в «горячих точках» Азербайджана, Нагорного Карабаха, Грузии, Абхазии… Это была совсем не та мирная жизнь, о которой он мечтал, сидя ночью в засаде посреди горного ущелья, рядом с вооруженными «духами». Да и быт по-прежнему был не устроен. Семья жила на съемных квартирах. Деньги девальвировались. Продуктов не купить. Дети поменяли пять школ. Отношение к армии менялось отнюдь не в лучшую сторону. Немного легче стало, когда его направили снова в Рязань, где он потом шесть лет преподавал тактику в родном училище ВДВ. Но то, как велась очередная военная операция в Чечне, возмущало. Нередко распоряжения о том, как готовить офицеров-десантников, противоречили фактам конкретных боевых действий. Поскольку военная выслуга уже позволяла, Г.Ф.Крамской ушел в отставку.

И долго не мог найти себя в гражданской жизни. Работал на коммерческом предприятии, потом начальником караула в крупном ЧОПе, но все это было не то, не его…

В руках плуг, на поясе – меч

В конце концов характер и амбиции боевого офицера взяли свое. Семья десантников с виду большая, а внутри все друг друга знают. Геннадий Федорович встретился с друзьями, которые к тому времени уже стали опытными организаторами бизнеса, крупными топ-менеджерами. И они предложили ему поработать в сельском хозяйстве. Несколько лет назад была создана Группа российских региональных агрохолдингов «АгроТерра». Цель – развитие современных сельхозпредприятий, производство конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и улучшение качества жизни людей, проживающих в регионах, где работают предприятия группы. Геннадий Федорович подумал: а почему нет? У каждого русича исстари в руках плуг, а на поясе меч. Так Г.Ф.Крамской стал руководителем крупного агрохолдинга: сперва в Орловской области, а затем и в родной Рязанской. Сегодня он работает генеральным директором ООО «Рязань АгроФинанс».

– Земля истосковалась по настоящему крестьянину, – убежденно говорит Крамской. – А крестьяне в 90-е были просто «затюканы» разрухой и беспросветной жизнью. Посеяли – взойдет, не взойдет, ну и ладно, какая разница, все равно ничего не изменится. А сейчас село оживает. На предприятиях нашего холдинга люди овладевают новыми технологиями, поднимают заброшенные земли, получают хорошие результаты и зарабатывают неплохие деньги. Они уже имеют и смело доказывают свою точку зрения: здесь нужно применить вот такие гербициды, здесь установить другую норму высева, а вот здесь вообще этого не надо делать, можно сэкономить. Человек не тупо выполняет свою работу, а осознанно. У меня это вызывает чувство гордости.

Несмотря на командирские навыки, генеральный директор ООО «Рязань АгроФинанс» стремится к тому, чтобы решения в холдинге принимались коллегиально. Поэтому есть понимание руководителей на местах. Получилось сформировать коллектив и сплотить его единой задачей. Геннадий Федорович показал мне фотографии, которые сделал сам во время поездок по хозяйствам холдинга. Он знает людей, которые там работают, а они знают его, как и номер его телефона. Если что не так, в чем сомневаются – звонят, такая инициатива только приветствуется. Генеральный директор открыт для делового общения. В центральном офисе холдинга на Праволыбедской в Рязани работают всего 25 человек. Они ведут все банковские и юридические вопросы, двое специалистов отвечают за сервисные службы, плюс главный инженер и главный агроном. Никакой бюрократии. Бумажные носители используются только самые необходимые, почти весь документооборот – в электронном виде. Максимально задействованы средства IT-телефонии, Интернета, совещания в основном проводятся селекторные, без вызова людей из районов.

И снова – на службе у России

Как когда-то в Афганистане его батальон решал поставленную задачу при помощи военных застав, так теперь Геннадий Крамской строит свои мирные крестьянские заставы: производственные базы в Ухоловском, Шацком, Скопинском районах. Рязанский холдинг был создан 13 августа 2008 года. За короткий срок сделано очень много. Производство ведется в шести районах области: Шацком, Сараевском, Ухоловском, Ряжском, Милославском и Скопинском. Сегодня у холдинга 57 тысяч гектаров земли. Этой осенью посеяли 10152 га озимых. Весной к ним добавится еще 16 тысяч гектаров яровых. К концу сентября 2012 года хозяйства компании будут иметь уже 38 тыс. гектаров под посевами с тем, чтобы в 2013 год перейти с 41 тыс. га обрабатываемых площадей. По словам Геннадия Крамского, можно было бы и больше, но любое предприятие сегодня имеет коммерческий смысл своего существования и должно приносить прибыль. Земля есть, и по мере роста дохода производство будет расширяться.

– В этом году мы кардинально пересмотрели структуру севооборота, определились с тремя основными коммерческими культурами, выращивание которых у нас неплохо получается. Это подсолнечник, рапс и озимая пшеница. Хотя есть и другие, – рассказывает Геннадий Федорович.

В хозяйствах объединения пока работает всего 168 человек, но в следующем году их число будет доведено до трехсот. Текучесть кадров практически отсутствует, несмотря на большие нагрузки. Залежные земли обработаны в два следа, это нелегкий труд. О его производительности говорит тот факт, что на одну тысячу гектаров обрабатываемых земель в среднем пока приходится всего 4,5 человека. Зато зарплата механизатора даже по среднестатистическим расценкам составляет до 50 тысяч рублей в месяц. Техника самая современная, мощная и высокопроизводительная.

– Кроме того, у нас ведется строительство на трех производственных площадках: в с.Борки Шацкого района, в р.п. Ухолово, а также внеплановая стройка в р.п. Павелец Скопинского района, – рассказывает генеральный директор. – Мы активно развиваем современное элеваторное хозяйство. На базах, где у нас располагаются башенные силосы-хранилища, сделаны крытые тока. На них имеются типовые асфальтированные площадки с освещением. Они нужны для приемки зерна и его временного хранения. Для каждого хранилища предусмотрен сушильно-очистительный комплекс, который состоит из сушильного и подрабатывающего оборудования. Таким образом, вступает в строй элеваторное хозяйство, которое при полном вводе в эксплуатацию обеспечит 123 тысячи тонн сезонного хранения. В Шацком и Ухоловском районах оно уже частично задействовано: в 17-метровых металлических башнях-силосах хранится зерно урожая этого года. Мы пришли в село не для того, чтобы «сорвать яблоко» и уйти. Работаем конкретно: строим, сеем, убираем, реализуем. Налоги все платим, начинаем участвовать в социальных программах, с ростом доходов, по мере погашения кредитов, это участие будем обязательно расширять.

Крамской мечтает построить еще одну базу с хранилищами в Сараевском районе. Ему хочется довести зерновой клин холдинга в этом районе до 10-12 тысяч гектаров. Да, все задуманное сразу же в жизнь не претворить. Но бывший начальник разведки парашютно-десантного батальона говорит о своей сегодняшней работе так: «Во время атаки тылы могут отставать, но надо идти вперед – догонят!».

На видном месте в офисе ООО «Рязань АгроФинанс» вывешен кодекс компании, которому неукоснительно следуют ее сотрудники. В нем есть, в частности, такие пункты: «Говорим, что думаем», «Не боимся ответственности», «Доводим дело до конца», и еще один, весьма примечательный: «Честность и порядочность». Эти принципы, на взгляд Г.Ф.Крамского, вполне созвучны с Уставом ВДВ. Им подполковник запаса Геннадий Федорович Крамской следовал на войне, ими же руководствуется в мирной жизни. Он по-прежнему на переднем крае, а его крестьянские заставы стоят на страже экономических интересов России.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 256 (4059) от 20 января 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Выставки
РЯЗАНСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
Кино 20 – 25 января
«Дружба»
Читайте в этом номере: