Наверное, техники для уборки и вправду нужно привлекать больше – по договорам с частными организациями. Мы ведь только и говорим в последнее время о частно-государственном или муниципальном партнерстве. Снеговые заносы – замечательный повод для упражнений. Бесконечно наращивать свой автопарк спецавтобаза по уборке города все равно не сможет, а в благополучные дни простой техники означает неэффективное использование бюджетных средств. Но даже новейшие снегоуборочные агрегаты бессильны перед водителями, бросающими свои машины где попало. Жалобы из спецавтобазы идут регулярно: припаркованные на обочинах авто мешают снегопогрузчикам освобождать дороги от сугробов.
Постоянно видишь одну и ту же картину: дворники сдвинули снег на обочину проезжей части, и тут же, рядом с сугробом, припарковывается автомобиль, отнимая у едущего транспорта еще одну треть ширины дороги. Там, где движение должно идти в два ряда, остается один, и по нему обреченно ползут троллейбусы и автобусы. А припарковывается частник посреди улицы по одной простой причине – ему так удобно, вход в магазин или в организацию строго напротив двери его автомобиля. При этом он продолжает в сердцах проклинать пробки и нерадивых уборщиков.
Другой распространенный способ парковки – выезд на пешеходный тротуар. Прохожие и дворники лавируют между грязными бамперами, удивляясь привилегиям владельцев личных автотранспортных средств.
На днях разговорился по этой проблеме со знакомым из ГИБДД. Он пожал плечами: парковка на тротуарах по правилам дорожного движения не запрещена, если это не мешает пешеходам. (А мешает или нет – попробуй разберись). Штраф за стоянку под запрещающим знаком можно выписать только при наличии водителя. А нет его в машине – и все сходит ему с рук. «Мы не в Америке, где достаточно приклеить квитанцию на лобовое стекло», – вздохнул капитан. Российский КоАП к нарушителям более благосклонен. Эвакуатор в Рязани только один, используется в редких случаях, когда машина перегородила проезжую часть. Оплачивать его работу приходится городу – эвакуация машины и ее пребывание на автостоянке пока для водителя бесплатны. Только с 1 июля, когда вступят в действие поправки в КоАП, издержки предстоит покрывать виновнику.
С другой стороны, и водителей понять можно – у нас ничтожно мало парковочных площадей, заключил мой собеседник. И водитель вправе спросить: «Обеспечены ли в городе условия, чтобы я не нарушал и никому не мешал?»
В администрации города о планах по строительству перехватывающих парковок или организации выделенных полос движения ничего конкретного пока сказать не могут. Единственная подвижка – требования к вновь открываемым магазинам планировать прилегающую территорию с учетом автостоянки.
Есть в нашей цивилизации определенная закономерность. Стремление каждого человека к повышенному комфорту ведет к дискомфорту всего общества. Желание подогнать собственное авто прямо к вестибюлю, чтобы попасть в здание, не замочив каблучки, оборачивается заторами, пробками и опозданиями. И наоборот – личные сознательные ограничения претворяются во всеобщее благо: быстрее становится передвижение, повышается доступность объектов городской среды. Но для этого надо немного умерить свой бытовой эгоизм – задача по нынешним меркам более сложная, чем строительство перехватывающих парковок. Ведь для многих и многих обывателей современный девиз «полюби себя» не несет в себе никаких иных смыслов, кроме «подвези себя», «покажи себя», «ублажи себя», чтобы, не дай Бог, не смешаться с толпой, не стать «обычным». С этим, наверное, ничего не поделаешь. А вот с таким явлением, как автохамство, бороться можно. В некоторых городах, например, в Казани, общественники создают сайты, где выкладывают фото машин с личными номерами, создающих неудобства для свободного передвижения горожан. Скорее всего, общественный фронт против хамства на тротуарах и дорогах будет только расширяться. И это пойдет всем нам на пользу, потому что, как бы ни выпендривались друг перед другом обыватели, все мы остаемся пассажирами, едущими в одном трамвае.