Госдума в минувшую пятницу, заслушав председателя Центризбиркома и руководителей правоохранительных органов о результатах проверки нарушений в ходе декабрьских выборов, не стала предлагать Владимиру Чурову оставить свой пост. Что, впрочем, было предопределено изначально: нашим законодательством подобное отрешение не прописано. Странно, что об этом не задумались те, кто предлагал внести в проект резолюции пункт об отставке председателя ЦИКа. Настойчиво приглашаемые на это заседание представители непарламентских партий, так называемой несистемной оппозиции, в Госдуме замечены не были. Очевидно, предпочли диалог предстоящим митинговым монологам. Естественно, было бы куда продуктивнее детально рассмотреть все подтвердившиеся в ходе проверки факты, найти законодательные решения, которые бы не позволили нарушениям повториться впредь. Но, похоже, не это главное в рабочих планах депутатов от оппозиции на ближайшие тридцать дней, когда на первый план ( и на второй, и на третий) выходит борьба за голоса избирателей, и когда любая трибуна рассматривается как шанс укрепить позиции, чем каждый и пользовался, как мог – кто по уму, кто по сердцу . А кто – не долго думая, не выбирая выражения и не скупясь на экспрессию.
На прошедшей неделе Центризбирком завершил регистрацию кандидатов на президентский пост. В бюллетенях будет пять фамилий – Владимир Путин, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Сергей Миронов и Михаил Прохоров. Григорий Явлинский и Дмитрий Мезенцев сошли с предвыборного марафона в связи с серьезными претензиями ЦИКа к качеству собранных ими подписей в поддержку (у Явлинского в забракованных оказалось около четверти всех собранных за него подписей – своеобразный рекорд в нашей двадцатилетней избирательной практике).
Вряд ли бы обрел много сторонников в ходе голосования впервые вышедший на этот уровень политической борьбы Дмитрий Мезенцев. А вот у Григория Явлинского есть свой избиратель в стане приверженцев либеральных взглядов. Но к взглядам еще хотелось бы приложить и программу. Но, увы, последняя программа, по которой помнит Явлинского российский избиратель, это «500 дней», так и не реализованная и о которой сегодня чаще вспоминают оппоненты Григория Алексеевича, чем его сторонники.
Приглашая соотечественников к диалогу и выслушивая их на встречах, Владимир Путин продолжает разговор о самом насущном для страны в своих статьях в федеральных изданиях. Вчера в газете «Ведомости» вышла уже третья его авторская публикация, в которой речь идет об экономической политике. В следующей публикации, как сообщают СМИ, премьер и кандидат в президенты поднимет задачи социального плана. Таким образом, выстраивается не просто линия определенных тем, а основные направления российской государственной стратегии. И это не может не вызывать интереса как у сторонников, так и у оппонентов В.В. Путина. Не обошли эту тему вниманием и в Давосе, где наша делегация принимает участие во Всемирном экономическом форуме. Там же был сделан акцент на влиянии, которое оказывают на состояние общества у нас в стране Интернет, социальные сети. Вице-премьер Игорь Шувалов в связи с этим заметил, что свобода СМИ не должна быть такой, как в лихие девяностые. Тема свободы прессы, актуальная на протяжении уже не одного десятилетия и каждым понимаемая по-своему, требует отдельного обсуждения. Не столько в Давосе, сколько в России. И не след вспоминать об этом лишь в пылу политических (или околополитических) дискуссий, когда становится особенно жарко. Как изменилась страна, изменилось общество, как меняются те, кто завтра придет в большую журналистику, очень убедительно продемонстрировала очередная встреча Дмитрия Медведева со студентами моего родного журфака МГУ, прошедшая на прошлой неделе. Еще четверть века назад такие вопросы главе государства в аудитории никогда бы не прозвучали. Меняемся мы. Меняется страна. Хотелось бы, чтобы к лучшему.