02:15 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
6367

Девочка Надя

Легенда о юной художнице мало сочетается с ее 60-летием

Наде Рушевой сегодня исполнилось бы 60 лет. Как-то трудно осмыслить саму эту вероятность. Надя умерла в 1969 году – семнадцатилетней. И оставила после себя более 12 тысяч рисунков, проиллюстрировав произведения 50 авторов.

История Нади Рушевой – проявление феномена дет­ской гениальности, с которой мы до сих пор не знаем, как обращаться. Девочка родилась в 1952 году в Улан-Баторе, в Монголии. Отец – театральный художник, мама – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа. Надя рисовать начала раньше, чем читать, в пять лет. У нее не было черновиков и неудачных графических работ. Она уверяла, что видит рисунки на бумаге и только обводит то, что видит.

Для широкой публики творчество двенадцатилетней Нади открыл журнал «Юность» в 1964 году, организовав ее первую выставку. Потом выставок будет много, за последние пять лет жизни Нади их было организовано 15, после ухода художницы из жизни прошло еще более 160 вернисажей во многих странах мира. И всюду зрители испытывали потрясение от встречи с глубочайшим пониманием сложного мира литературных произведений этим юным созданием – черно­глазой и темноволосой девочкой, которую было трудно выделить в толпе, если не присматриваться.

О ней рассказывают удивительные вещи. Про то, как в музее Пушкина на Мойке ей разрешили присесть на любимый пуфик Натальи Николаевны, чтобы было удобней рисовать. И она почти мгновенно нарисовала сцену: приготовившаяся к поездке на бал Натали сидит на этом самом пуфике, а рядом – Пушкин, будто предчувствующий беду… Она рисовала Маргариту, похожей на Елену Сергеевну Булгакову, которой никогда не видела. Она придумала и нарисовала балет «Анна Каренина» еще до того, как его написал Родион Щедрин и станцевала Майя Плисецкая.

Ее легкие, как дыхание, рисунки можно рассматривать бесконечно. Загляните в Интернет, там размещено много произведений Нади Рушевой. Ее иллюстрации Пушкина напрашиваются на сравнение с рисунками самого Александра Сергеевича, хотя вряд ли корректно сравнивать творчество двух гениев. А Надя была гениальна. Гениальные дети редко живут долго, еще реже бывают счастливы в обыденной жизни. И Моцарт не единственный тому пример. Бог, наделив отрока талантом, будто спешит отнять у него что-то другое или вернуть талант в свои не обязательно райские кущи. Надя умерла в семнадцать лет почти мгновенно от аневризмы одного из сосудов головного мозга. Сегодня ее могли бы спасти, тогда таких операций не делали.

Феномен Нади Рушевой, похоже, совершенно советский. Экзотический межнациональный союз ее родителей, интеллигентнейшая культурная семья, наделившая девочку замечательной средой обитания. Доброжелательное отношение к дару Нади в школе и среди одноклассников. Раннее профессиональное внимание отца к развитию художественного дара ребенка. Наконец, ранняя слава, не сопровождавшаяся коммерциализацией таланта, способной погубить какой угодно дар.

Недавно показывали телерепортаж о маленькой художнице русского происхождения, проживающей, кажется, в США и потряса-­ ю­щей знатоков удивительно зрелыми работами. Родители уже успели поставить на поток организацию выставок и продаж. Что дальше будет с маленькой художницей, можно себе представить.

С Надей Рушевой этого не произошло. И это хорошо, что ей не платили высоких гонораров, как бы сейчас ни сетовали на это меркантильные обыватели. Не было у близких Нади соблазна извлечь выгоду из дара дочери. Они этого просто не успели. Писатель и журналист Дмитрий Быков как-то заметил: «Я сомневаюсь, что такого ребенка смогло бы сформировать наше жесткое, неумолимое, насмешливое, ломающее всех время».

Не известно, что было бы с Надей, доживи она до сегодняшних 60 лет. В 69 - м году, когда ее не стало, пружина застойных времен и настроений сжималась все активнее. Гениальная прозорливость все чаще была советской действительности не ко двору. Советские танки уже прошли по Праге, но еще не был выслан Солженицын. Нади не стало на пороге в бездну.

Остались ее рисунки, которые объясняют нам что-то в том времени и в российской вечности. Вечность эта не так мрачна, как кажется. Ее освещают, приоткрывают ее тайны такие светлячки, как Надя Рушева.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 263 (4066) от 31 января 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Стимул для изобретателей
На Государственном Рязанском приборном заводе подвели итоги изобретательской и рационализаторской деятельности за 2011 год. В торжественной обстановке лучшие подразделения были награждены ...
Валенок вместо палочки
стал частью фестиваля «Новодеревенская зима»
Читайте в этом номере: