В городе, и правда, ощущается нехватка крепких хозяйских рук. Однако складывается впечатление, что коммунальные службы – главное препятствие в благоустроительной деятельности. Все хотят жить в комфортных условиях – и власти, и горожане. Только управляющие компании, в недавнем прошлом называемые ЖЭК и ЖЭУ, выпадают из общего тренда. Поэтому меня давно интересует вопрос: что же за люди работают в этой сфере? И вот выдалась возможность познакомиться с работой управляющих компаний поближе.
Среди моих знакомых есть милейший, прекрасно воспитанный человек. Про таких говорят: «Он и мухи не обидит». Несколько лет назад судьба занесла его на службу в одно из городских жилищно-эксплуатационных управлений. Недавно зайдя к нему на работу, была поражена до глубины души произошедшей метаморфозой. Вошедшим в его кабинет жильцам с каким-то насущным вопросом он ответил в стиле лучших сатирических рассказов Зощенко: «Ходят и ходят, покоя от вас нет. Закройте дверь с обратной стороны!» Прочитав на моем лице нескрываемое удивление, объяснил, что выбился из сил, занимаясь не обслуживанием и ремонтом вверенных ему территорий, а проводя время в нескончаемых беседах с населением, решая возникающие между соседями споры и разъясняя нюансы современного Жилищного кодекса.
«В конце лета по просьбе жильцов меняли в доме водопроводные трубы. Работы было на пару недель, а растянулось все на полтора месяца. Время ушло на уговоры: в некоторых квартирах жители сами поменяли свою часть стояка и не хотели пускать к себе наших рабочих. И так во всем. Нет единодушного понимания. А потом жалуются», – посетовал мой визави.
Пока шла до этого ЖЭУ, обратила внимание, что наледь на крышах окружающих домов угрожающая. Спрашиваю: «Что же вы лед с кровель не убираете?» Отвечает: «В нашем ведении более сотни домов. Из них половина – со скатными крышами. Работать на таких объектах могут только специалисты – промышленные альпинисты, которых в городе по пальцам одной руки пересчитать можно. Услуги их недешевы, но это не главное. Важно, что на всех их не хватает, поэтому приходится справляться собственными силами». Выяснилось, что сбивать сосульки в большинстве случаев отправляются обычные сотрудники коммунального предприятия, все, кто есть: слесари, мастера, рабочие. Без страховок и спецдопусков. К счастью, пока все обходится без трагедий.
Казалось бы, почему не организовать работу, что называется, по уму? Укомплектовать штат предприятия необходимыми специалистами, техническими средствами и, наконец, прекратить поток недовольных высказываний в собственный адрес. Оказалось, одного желания коммунальщиков для этого недостаточно. Необходимо и наше, жильцов, активное согласие. Модернизация, как известно, требует средств. Поэтому пока мы слушаем ту музыку, которую готовы оплачивать.
Каждый день рано утром во двор дома, где я живу, выходит на работу дворник. Весной и летом на рассвете можно услышать шелест его метлы. Такой же метлы, как и десять, двадцать, тридцать лет назад. Зимой у работы дворника другой звук: звонкие удары лома, разбивающего лед, и скрип деревянной лопаты. Наш двор большой, и не единственный на его участке. Поэтому быстро обеспечить нам комфорт передвижения у него вряд ли получится.