Правильно говорят; люди не всегда могут предвидеть последствия событий, происходящих на их глазах. И только со временем все становится на свое место.
Когда в 90-х годах разваливающиеся промышленные и сельскохозяйственные предприятия стали срочно освобождаться от «социалки» – например, продавать частным лицам ведомственные детские сады, многие считали, что как-нибудь без них обойдемся и, вообще, «ребенка нужно вернуть в семью». Кто мог предположить, что отсутствие дошкольных учреждений станет не только головной болью отцов и матерей, но и вплотную сомкнется с проблемой… государственной безопасности. Ибо, наверное, ничто так не угрожает государству при его огромной и богатой суверенной территории, как «плохая» демография.
Сегодня наличие дошкольных учреждений стало едва ли не мерилом деятельности властных структур. Не зря на встрече с одним из руководителей страны глава Калужской области, рапортуя об успехах, хвастался прежде всего тем, что строит малышовые учреждения. Да какие! Таких хороших, благоустроенных садиков нет даже в Европе! И действительно нет. И никогда не было. Как отозвался на доклад калужского губернатора один из пользователей Интернета, «спасибо Н.К. Крупской, это ее личная заслуга, что у нас создавались садики, аналогов которых нигде не было. Система предусматривала обучение и воспитание (нравственное, физическое, трудовое, эстетическое) с комфортным пребыванием в учреждении. В группу набиралось не более 20 детей»…
Все именно так и было в селе Дубровичи Рязанского района, в дошкольном учреждении колхоза «Красная заря». Увы, в 1995 году хозяйство продало здание детсада частному лицу, который стал сдавать бывшие детсадовские площади сельскому клубу и сельской администрации. А молодые мамы в полной мере познали, что это такое, когда и не работать нельзя, и дитя оставить не на кого.
Так было вплоть до позапрошлого, 2010, года, когда рядом с бывшим детсадом, в здании Дубровической тогда еще средней, а ныне основной школы, открылись две дошкольные группы по 20 человек. Эти группы стали работать не сами по себе, а как подразделение школы, где директором является заслуженный учитель Российской Федерации, победитель приоритетного национального проекта «Образование» Вера Николаевна Матренина. А у дошкольных групп есть еще и свой начальник – Татьяна Борисовна Матусяк, обладающая большим опытом работы в дошкольных учреждениях.
В Рязанском районе устройству малышей-дошколят уделяют внимания, пожалуй, больше, чем где-либо. Географическое положение к тому обязывает, близость к Рязани деревень и сел. Народ по утрам отсюда отправляется на работу чаще всего в областной центр. Куда девать малых ребят, число которых, к счастью, растет? Группы открываются, как правило, на базе уцелевших детсадов, а вот в Дубровичах решили: на базе школы. И такой опыт в районе не первый.
Но дубровические педагоги пошли дальше. В прошлом году Рязанская область вошла в число победителей конкурсного отбора региональных программ развития образования на предоставление субсидий из федерального бюджета для участия в федеральной целевой программе развития образования, рассчитанной на 2011-2015 годы. В рязанскую региональную программу, представленную на конкурс, вошла работа и дубровических педагогов под названием «Вариативная модель инновационного развития дошкольного образования». Почему вариативная? Потому что есть и другие модели: группы временного пребывания, семейный детсад, гувернёры… Поскольку региональную программу нашли достойной субсидирования, то часть средств приходится и на Дубровическую школу, которая теперь приобрела статус федеральной сетевой стажировочной площадки. Субсидия (а это около 4 миллионов рублей) начинает сюда приходить в виде различного самого современного оборудования.
Побывали уже здесь и первые стажеры – человек 30 из разных регионов России. Посмотрели занятие по окружающему миру в младшей группе на тему «Моя семья», интегрированное занятие по английскому языку и изодеятельности в старшей дошкольной группе. Глава администрации Рязанского района В.Н. Пронькин рассказал, как реализуются в муниципалитете возможности по развитию дошкольного образования. Начальник районного управления образования Н.К. Морозов и глава администрации Дубровического сельского поселения О.А. Ходина поделились мнением о необходимости на селе данной вариативной модели.
Необходимость вроде бы одна: освободить мамины руки. Но есть и другое. Согласно новому закону об образовании, который вот-вот примет Госдума, дошкольные учреждения входят теперь в единую систему образования. То есть, по идее, пройти через них должны все. Это надо еще и потому, что в начальной школе начали действовать новые образовательные стандарты, а они, как уже показала практика, предполагают некоторую дошкольную подготовку.
Что же наглядно представляет собой дубровическая модель?
Открыв в зимний день одну из школьных дверей, над которой – вывеска «Дошкольные группы», видишь, прежде всего, скопление различного вида «экипажей», от санок до снегоходов, на которых сюда ввиду малости силенок доставляется народ. В младшей группе, где пребывают малыши от трех до четырех лет, мы застали время окончания обеда. Кто-то еще доедал гречневую кашу с мясом, а кто-то уже дремал в уютной постельке. А до это все занимались развивающими играми. В игровой форме, чтобы потом учиться не скучно было, проходят науки и ребята из старшей разновозрастной группы. Главная же наука, которую преподают всем малышам, – не робеть перед школой, органично входить в ее требования, распорядок дня. Этому способствует общение с учителями, которые ведут занятия в помещениях групп, или, как учительница начальных классов, приглашают в свой школьный кабинет. Дружбу с малышами водят школьники, для них самих это важный воспитательный момент. И как это хорошо, по-домашнему, когда кого-то из дошкольников приходит навестить старший брат или сестренка.
Адаптируются к школе не только дети, но и родители. С ними учителям также нужно работать. И чем раньше, тем лучше. Ведь некоторые традиционно считают: родительская забота – дать детям лишь хлеб насущный.
Некоторые молодые родители, сами когда-то посещавшие детские сады, удивляются: почему в группах нет тех или иных специалистов? Например, музыкального руководителя, логопеда? Приходится объяснять: дошкольные группы при школе – это не детский сад, здесь все только самое необходимое, остальное – по возможности, на общественных началах. Именно так воспитателям групп, учителям помогают сотрудники сельского клуба, фельдшерско-акушерского пункта – то есть представители местного социума. В укреплении материальной базы дошкольных групп (шкафчики, диванчик, занавески, игрушки и прочее) есть вклад предпринимателей, работающих или проживающих на территории сельского поселения, которых солидно называют спонсорами. О том, как налаживались с ними контакты, рассказывала глава администрации поселения Ольга Анатольевна Ходина. Она же отметила, что самые заботливые и надежные друзья дубровических дошколят – это лесопромышленная компания, радиозавод, строительная компания «Зеленый сад», фирма «Элекс».
Возможно, что когда-нибудь в Дубровичах снова будет настоящий детский сад. Важно, чтобы подрастало население. Сейчас на поступление в дошкольные группы здесь подано 13 заявлений.