Как в дом родной
Приходят сюда на практику из года в год (в сентябре-октябре и с февраля до апреля) студенты сразу нескольких факультетов РГУ. Есть среди них и будущие "историки", и "физруки", и "информатики". Но больше всего тех, кто выбрал быть "иностранцем", ведь 14-я – школа с углубленным изучением английского языка. Кроме того, что школу и вуз связывает соответствующий долгосрочный договор, есть много такого, о чем расскажу по порядку.
В курс местных школьных дел меня ввела завуч по учебной работе Татьяна Николаевна Максимова. Она упомянула о том, что сегодня 30 процентов учителей школы – ее выпускники. Поначалу я просто отметила для себя этот интересный факт и только позднее поняла, как это для школы важно.
В группе студентов, которые в тот день вели уроки и с которыми мы тогда же и познакомились, сразу трое закончили 14-ю школу и пришли на практику к своим учителям. Этот выбор, согласитесь, дорогого стоит. Но лучше пусть скажут сами практиканты.
– На практику я пришла в свою школу, и, конечно, мне намного легче. Ведь здесь – родные стены и родные, любимые учителя. Английскому меня учила Светлана Анатольевна Болтукова, и сейчас я веду уроки в ее 8 классе, – рассказывает Алла Маковеева. – Она – потрясающий учитель. Я поступила на инфак без всяких дополнительных занятий и подготовительных курсов, и ни одного репетитора у меня не было. Мне очень интересно преподавать, и очень важно, что думает о том, как я работаю, Светлана Анатольевна. На нее я стараюсь быть похожей во всем…
Мария Харлина и Виктория Журавлева – тоже выпускницы 14-й школы. И они тоже ведут английский в классе своей любимой учительницы Людмилы Владимировны Смирновой. К ней на практику пришла, кстати, и ее дочь.
Вообще в этой школе почти родственные отношения педагогов и учеников-студентов стали уже доброй традицией.
– Очень трудно сейчас называть своих детей, вот Аллу, например, по имени-отчеству, – признается мне чуть позже Светлана Анатольевна Болтукова. – Я порой в классе сбиваюсь, но детям объяснила: для вас она – Алла Юрьевна, для меня – все равно, что мой ребенок, она остается моей ученицей. Просто сейчас этот ребенок вырос, уже сам дает уроки.
Прибавлю к этому, что вузовский куратор педпрактики студентов факультета истории и международных отношений, доцент кафедры иностранных языков этого факультета Светлана Владимировна Сомова закончила 14-ю школу в 1971 году. Здесь учились ее дети, как и у другого педагога – учителя тоже английского языка Натальи Дмитриевны Дубовиковой (к слову, внук Натальи Дмитриевны – уже шестиклассник, сейчас учится в этой школе).
Педагоги школы и вуза учат здесь своих детей, а к своим выпускникам и студентам относятся как к детям. И это никак не может быть иначе, ведь все они считают себя одной большой школьной семьей.
"Эврика!"
– Если бы кто-нибудь еще совсем недавно сказал мне, что я буду преподавать язык, я бы этому не поверил, – говорит мне Артем Ивин, единственный, кстати, среди практикантов представитель сильной половины человечества. – А сейчас мне очень нравится здесь все…
Многие задания и дидактические материалы для уроков Артем берет из Интернета. В его методической "копилке" – самые последние находки и придумки. Ведь, как и все студенты, с компьютером Артем на "ты".
Школьные педагоги дают практикантам установку на эксперимент. "Творите, выдумывайте, пробуйте – только согласуйте!" Это правило незыблемо для студентов, и они пробуют. Что самое важное, у них получается. Об этом мне в один голос говорили все учителя, с кем довелось пообщаться.
– Когда человек молодой, он всегда интересен, – убеждена Оксана Александровна Урманова. Она тоже выпускница 14-й школы, а сегодня работает здесь заместителем директора по учебной работе и преподает английский язык. В этом году в одном из ее классов работали практиканты. "Как учитель, я люблю студентов, жду их. Потому что для меня они – всегда свежие идеи. На уроки они приносят новые, интересные игры, – продолжает разговор Оксана Александровна. – Но чему я удивляюсь по-настоящему, так это их внеклассным мероприятиям. Студенты все-таки, в отличие от нас, никакими привычными рамками не скованы, они мыслят и действуют масштабнее".
С Оксаной Александровной, кстати, согласны многие из ее коллег. "Мы учимся у студентов новому, они всегда готовы на эксперимент, используют при возможности все имеющиеся технические средства обучения по максимуму", — не раз слышала я от них, когда речь заходила об их будущих коллегах. При этом, разумеется, школьный учитель постоянно рядом со своим студентом, помогает, подсказывает, советует.
Важно, что и для учителя студенческая практика в середине учебного года – своего рода смена деятельности. И для учеников новый человек на уроках и после них обычно интересен и поэтому уже заранее привлекателен. К тому же студенты редко строгими бывают: не успели они еще забыть себя, вчерашних школьников.
Отсюда еще один плюс. По словам учителей, с приходом в классы студентов успеваемость учащихся неизменно повышается.
Опыт, сын
ошибок трудных…
Приходит к студентам уже после первых уроков. За очень короткое время надо научиться очень многому. И темп урока должен быть высоким, и все ученики – в поле зрения, и время на каждый этап правильно рассчитано, да много чего еще требуется от учителя. Справиться с волнением и грамотно отреагировать на любую "внештатную" ситуацию урока – тоже обязательно для студента.
Все, с кем я из них общалась, первый раз на этой практике перешагнули порог кабинета в новом для себя качестве учителя. Впечатлений – просто море.
Продолжают сами студенты:
"В первом классе – труднее всего. Надо весь класс "собирать", чтобы каждую минуту было интересно, дети ведь совсем маленькие. Самое главное, чтобы они полюбили язык, нельзя их напугать сложностью предмета…" (Алла Маковеева с ноября преподает английский в первых классах – Л.Т.)
"Практика учит меня терпению и терпимости. Надо уметь очень многое в себе преодолеть, чтобы дойти на уроке до каждого ученика. Важно не только самому хорошо говорить и знать материал, но и, пожалуй, главное – выслушивать учеников, понимать их…" (Мария Харлина.)
"Я перед практикой страшно волновалась, думала, от этого волнения на уроках все перезабуду. Но когда детей увидела – сразу забыла о всех своих страхах. Остались только дети, которым на моих уроках должно быть интересно. На практике дети стали мне понятнее, я их узнала. Уверена, практика поможет мне в будущем воспитывать своих собственных детей". (Светлана Ильинская будет учителем информатики – Л.Т.)
"Когда видишь глаза и улыбки учеников, их реакцию на твою работу, хочется самому совершенствоваться. Только сейчас я понял, как много труда вкладывают учителя в подготовку к каждому уроку. Мы ведем всего два урока в день, и, чтобы их хорошо провести, приходится порой сутки не спать. Как учителя все успевают? Загадка!" (Артем Ивин.)
Вместо
подведения итогов
Учитель начальных классов Алла Александровна Валиева и завуч, курирующий педпрактику студентов в школе, Татьяна Николаевна Максимова с восторгом рассказывали мне о студенте-пятикурснике, который в прошлом году вел уроки по английскому языку и другим предметам в 4 классе:
– Это просто учитель от Бога! В нем уже сейчас есть все, что нужно. Когда он с детьми и с нами расставался, плакали все. И было не стыдно, а очень трогательно! Вот таких бы сегодня молодых учителей в школу! – говорили мне в один голос педагоги.
И тут же к их восторгам примешивалась нотка грустного сомнения: вернутся ли такие молодые люди в школу?
Этот вопрос я задала всем без исключения практикантам, с кем познакомилась за долгий школьный день. Ответы были похожи, как "под копирку". Преподавание готов оставить в своей дальнейшей жизни каждый, но только как вторую, не основную работу. Причина банально проста: небольшая зарплата.
Прежде всего, нужно дать возможность педагогам достаточно зарабатывать. И не частным образом, репетиторствуя. А вести в своем классе уроки и получать достойную зарплату.
К слову, о достаточном заработке. Студенты честно назвали мне свой желаемый заработок: "15 тысяч рублей". И это – нормально за такую работу.
– Как и чем можете вы сегодня "приманить" выпускников вуза в свою школу? – спрашиваю я директора школы №14 Александра Алексеевича Щелокова.
– Взять их на работу мы можем уже со следующего года, но, чтобы зарплата их значительно "подросла", нужно время, а значит, опыт, – объясняет директор. – Принципиально изменить ситуацию может государство. Очень позитивный опыт есть в Нижнем Новгороде.
Напомню, что с 1 января школа №14, в числе других восьми школ г.Рязани, участвует в эксперименте по внедрению новой системы оплаты труда. С этого времени зарплата педагогов увеличилась в среднем на 1,5 – 3 тысячи рублей. Это очень даже неплохо, считают и педагоги, и директор.
Проблему начали решать, говорят педагоги. Они ждут и надеются, что и государство, и региональные власти на полумерах не остановятся. Хочется их в этой надежде поддержать. Да и как иначе, если всем нам очень хочется, чтобы наши дети и внуки учились у хороших педагогов. Разве не так?