06:28 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1888

Подход – индивидуальный, результат – триумфальный

В нашей области особое внимание уделяется дополнительному образованию детей и подростков. Среди многочисленных организаций и учреждений области, которые занимаются этим видом деятельности, особое место занимает областной центр эстетического воспитания детей. История центра насчитывает более 40 лет. В конце 60-х был создан ансамбль песни и пляски учащихся профессионально-технических учебных заведений. Он неоднократно становился победителем различных конкурсов, смотров, фестивалей. В 1998 году на его базе был создан центр художественного творчества, в дальнейшем – центр эстетического воспитания детей. Его возглавила почетный работник общего образования Наталия Приходько. Наш корреспондент беседует с Наталией Викторовной о важнейших направлениях деятельности центра.

– Наталия Викторовна, давайте начнем наш разговор с целей и задач центра.

– Наша основная цель – соз-дание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка. Усилия педагогов центра направлены на то, чтобы развить его творческий потенциал. Сейчас в наших 38 творческих объединениях проходят курс обучения около 900 детей. Эти объединения работают по всей области. Цент-ром подписано 17 договоров с дошкольными учреждениями, школами, учреждениями начального и среднего профессионального образования о совместной образовательной деятельности.

– А каковы основные направления деятельности центра?

– Одно из важнейших направлений – поддержка народного творчества во всех его аспектах: и декоративно-прикладное, и музыкальное, и хореографическое. Мы создали соответствующие творческие объединения, стали заниматься организацией фестивалей и праздников. Один из самых ярких таких праздников – фестиваль "Праздничная карусель".

Следующее направление также связано с рязанским краем – это литературная деятельность. Самостоятельное литературное творчество учащихся по своей сути очень деликатное и сложное. Если в городах ребята могут прийти в различные литературные объединения, то у детей из далеких деревень такой возможности нет. Проведя первый этап нашего конкурса "Слово доброе посеять…", мы поняли, что дети из глубинки обладают большим творческим потенциалом, но рядом с ними нет людей, готовых им помочь. Поэтому мы создали заочную школу детского литературного творчества. Центр привлек к ее созданию ведущих творческих работников. Например, на одном из российских фестивалей мы познакомились с главным редактором московского журнала "Студенчество. Диалоги о воспитании" Владимиром Викторовичем Портновым, который курировал в министерстве образования России литературное творчество детей. Он был участником многих фестивалей и праздников. И его мечтой было создать в одном из регионов такую заочную школу. Благодаря его поддержке, а также помощи со стороны региональных писательских организаций, мы эту школу сделали. Сейчас уже можно говорить, что рязанская школа детского литературного творчества – уникальное явление. Обучение талантливых ребят проводится через семинары, творческие смены в лагерях, индивидуальные консультации, то есть используются самые разнообразные формы и методы.

Через десять лет после создания школы, на фестивале "Дети и книги" в Геленджике, наша воспитанница Анастасия Ершова стала победителем – получила диплом первой степени и президентский грант. На протяжении многих лет учащиеся школы становились лауреатами и дипломантами всероссийских конкурсов.

Еще одно важное направление – работа с учащимися проф­техобразования. У нас есть немало творческих объединений, в которых занимаются ребята из профессиональных училищ. Они показывают весьма высокие результаты во многих видах творчества: художественное слово, хоровое пение и других.

В 2005 году мы провели всероссийский фестиваль народного творчества ансамблей песни и пляски "Я вхожу в мир искусств". Было показано немало блестящих номеров в исполнении коллективов из многих регионов России. Отрадно, что и рязанские ансамбли выступили достойно и были признаны одними из лучших.

Наш центр постоянно работает над развитием и совершенствованием фестивального движения художественно-эстетической направленности. И можно констатировать: за все годы его работы было проведено немало интересных и значимых фестивалей. Это – "Слово доброе посеять…", "Театральные хоромины", "А музыка звучит…", "Праздничная карусель", "Инструментальная палитра", "Поклон тебе, солдат России". У нас появились новые фестивали. Один из самых интересных – смотр театров моды "Волшебный подиум". Центр также известен своей туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной деятельностью.

– Я знаю, что ваши воспитанники стали обладателями президентских грантов.

– Да. Только в 2009 г. пять наших воспитанников получили президентские гранты для поддержки талантливой молодежи. Я думаю, найдется немного учреждений дополнительного образования в России, которые могли бы похвастаться такими результатами. Например, Андрей Бурмин и Лиза Щукина получили грант по декоративно-прикладному творчеству, Елена Кисарова – за активную деятельность по изучению творчества Есенина.

– Как ваш центр реализует программу "Одаренные дети"?

– Реализация программы проходит через творческие объединения. В них специалистами центра определяется группа детей, показывающих высокие результаты. В нашей системе дополнительного образования есть замечательная практика – индивидуальные занятия с особо одаренными детьми. Следующий этап – мы следим за этими ребятами на различных фестивалях и конкурсах. Организуя эти мероприятия, центр дает возможность отдельным талантливым детям и творческим коллективам самостоятельно развиваться. Далее – наши сотрудники взяли на себя очень серьезное направление – организацию участия наших детей во всероссийских фестивалях и конкурсах. Мы отрабатываем с нашими воспитанниками все этапы подготовки к таким мероприятиям: от психологической до профессиональной. У нас есть творческое объединение "Познай себя". Оно – переменного состава, то есть педагог приходит в любое творческое объединение, где работает с ребятами, помогает им познать себя, развить их творческие способности, решает многие психологические проблемы.

– Известно, что у центра есть проблемы с материально-технической базой. Особенно с помещениями.

– Это самый проблемный на сегодняшний день момент в деятельности центра. Когда я сюда пришла, были планы, что построят специальное здание для центров дополнительного образования области. Мы до сих пор находимся в помещении, которое нам любезно предоставили на правах аренды. Мы благодарны директору Дворца молодежи Николаю Викторовичу Плетневу, который помогает нам организовывать фестивали и праздники.

Мы должны организовать свою работу так, чтобы любое направление деятельности изначально было на высоком уровне. Это – и методическая, и педагогическая, и профессиональная школа. Конечно, сделать это, не имея своего помещения, сложно. Но, тем не менее, центр стремится к тому, чтобы формы работы были разнообразными. Если ребенок заинтересован в каком-то виде творчества, мы ему обязательно поможем.

Мы стремимся сохранить все лучшие традиции, которые были заложены нашими первыми руководителями М.М. Жупиной и И.В. Шестопаловой. У Ираиды Васильевны недавно был юбилей. А мы, сотрудники центра, будем стараться держать высокую планку педагогического мастерства, поднятую нашими ветеранами еще сорок лет назад.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 54 (3605) от 26 марта 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
«Подъемные» возвращают молодых в школы
Старшее поколение наверняка помнит, как в советские времена молодым специалистам, уезжающим работать в глубинку, полагались так называемые «подъемные» деньги. Сейчас, когда кадровый ...
Людмила Иванова
Театральные уроки Елены Ильиной
Детская душа ранима, а потому приобщение ребенка к миру прекрасного должно происходить бережно и поэтапно. В этом убеждена Елена Михайловна Ильина, руководитель театральной студии ...
Виктор Баженов
Читайте в этом номере: