Ведущей тенденцией развития международных отношений является усиление экономической конкуренции, соперничества национальных экономик. Продуманная экономическая политика властей позволила экономике России во время волны мирового финансового кризиса 2008 года остаться на плаву и не допустить снижения уровня жизни граждан, как это случилось в результате дефолта десятилетием ранее. Хотя и в США, и в ЕС тысячи людей лишились работы, крыши над головой и каких-либо перспектив на достойное существование. Но сегодня мы почему-то воспринимаем любую заслугу власти как должное, а за недостатки не скупимся на критику, не выбирая выражений. Разве это справедливо?
Пространство геоэкономической конкуренции
Мировой экономикой «правит» глобализация – сложный процесс, включающий в себя политическую, экономическую, культурную, информационную и технологическую составляющую.
Конкуренция между державами в геоэкономической сфере возрастает по мере формирования единого мирового рынка. Будущее России зависит от конкурентоспособности национальной экономики. Россия, успешно пройдя период стабилизации экономики в 2000-е, перешла к следующей стадии – перспективному развитию. В результате появилась «Стратегия-2020», описывающая вектор и механизмы дальнейшего социально-экономического развития страны на период до 2020 года – четкий план долгосрочного развития, который уже реализуется.
Ключевая геоэкономическая проблема современности – исчерпание природных ресурсов. Быстро развивающаяся мировая экономика с каждым годом увеличивает потребление полезных ископаемых. 31 октября 2011 года родился семимиллиардный житель Земли. Ресурсов на всех не хватает. По прогнозам, уже в середине XXI века человечество начнёт ощущать нехватку нефти. Если в ближайшие десятилетия потребление природных ресурсов будет расти в прежнем темпе, кладовым Земли грозит истощение. Следствием усиливающегося дефицита природных ресурсов становится рост геоэкономических войн (ирано-иракская война, война в Персидском заливе, американо-иракская война и пр.), что приводит к изменению политической карты мира.
В этой связи положение России неоднозначно. С одной стороны, она обладает самыми большими запасами природных ресурсов, являясь «кладовой мира», с другой стороны, богатая ресурсами Россия становится потенциальной сферой интересов для ведущих геоэкономических игроков, таких как США, ЕС, Китай, Япония и др. Борьба за раздел российских природных ресурсов в ситуации возможного ослабления российского государства может стать реальным сценарием ближайшего будущего.
При этом нужно понимать, что трудности Евросоюза стали непреодолимыми, и его ждет череда государственных дефолтов, что отзовется снижением потребления нефти и газа, и это усугубит проблемы российской экономики.
«Последней кладовой Земли» называют Арктику, на изрядный кусок которой претендуют не только Россия, но и ее конкуренты. А значит, следующая мировая война из-за ресурсов, возможно, уже не за горами. Мы должны быть к ней готовы. В то же время кандидат в президенты Михаил Прохоров, например, в своей предвыборной программе обещает отменить обязательную воинскую повинность к 2015 году. Это равносильно самоубийству.
Пространство геополитической конкуренции
Основным геополитическим конфликтом современности выступает борьба между претендующими на мировое господство Соединёнными Штатами и независимыми от них геополитическими игроками, которые отстаивают своё право быть самостоятельными и играть собственную роль в мировой политике. К ним, прежде всего, относятся Россия, Китай, Индия и Иран. Максимальными геополитическими ресурсами обладают США и Россия. Они имеют крупнейшие запасы ядерного оружия, значительно превосходящие ядерные потенциалы других стран, мощные военно-промышленные комплексы, возглавляют военно-политические блоки, НАТО и ОДКБ.
Несмотря на огромный ущерб от развала СССР, Россия смогла отстоять собственную независимость, территориальную целостность и мощную ресурсную базу. Оставшись единственной сверхдержавой, США предприняли попытку установления мирового господства, взяв на себя функции мирового арбитра и мирового полицейского. Для реализации этих планов США приняли активное участие во всех наиболее важных международных конфликтах современности, осуществив вооружённое вмешательство во внутренние дела ряда суверенных государств. Вторжение американской армии и натовского контингента в Ирак, Югославию, Афганистан, Ливию свидетельствовало о стремлении США к пересмотру основных принципов международных отношений, включая принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, США взяли на себя функции ООН.
При этом война для США заключается не столько в самой военной операции по разгрому открыто сопротивляющихся сил врага: сомнений в своих силах у США нет. Основной задачей войны является глубокая социальная, культурная, политическая перестройка целых регионов. Эта перестройка начинается задолго до самой военной акции. Сама военная акция – разгром Югославии, талибов, Ирака – лишь этап в перестройке большого региона. После военной акции всегда следует долгий период вялотекущего политического конфликта на оккупированной территории. Закрепляется победа долгой интеграцией всего измененного региона в сферу устойчивого влияния Запада.
Другой пример – организация серии государственных переворотов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, известной под названием «арабская весна». Сначала был свергнут Бен Али в Тунисе, затем Хосни Мубарак в Египте. Однако наиболее беспрецедентной акцией стала агрессия США и НАТО в отношении Ливийской Джамахирии, начавшаяся после печально известной резолюции Совбеза ООН 1973 от 17 марта 2011 года, предусматривающей введение бесполётной зоны над Ливией. Вооруженное восстание в Ливии продолжалось около девяти месяцев. За время противостояния правившего режима и сил оппозиции, а также от ударов авиации НАТО погибли тысячи мирных жителей, в том числе и дети. Огромный ущерб был нанесен экономике этой нефтедобывающей страны, граждане которой теперь живут в хаосе. Ливийский народ потерял, по сути, свою независимость от Запада, лишился реального суверенитета, утратив контроль над ресурсами. Каддафи был попросту убит без суда и следствия, и сам этот факт демонстрирует сильным и независимым лидерам пока еще сопротивляющихся Сирии, Бахрейна, Йемена их возможную судьбу.
Сирия, до недавних пор самая стабильная из стран арабского Востока, стала объектом политтехнологической атаки. Все идет по «ливийскому сценарию» – организованные группы недовольных, мятежи в отдаленных провинциях, вынуждающие власти применять силу, и живописание всех ужасов очередной диктатуры с целью поразить воображение среднестатистического благополучного обывателя в Европе. На сегодняшний день только вмешательство России и Китая не даёт Западу обрушить режим Башара Асада. Обе резолюции СБ ООН по Сирии были блокированы, как не учитывающие интересы обеих сторон конфликта в полном объеме и могущие привести к повторению ситуации с Ливией.
Очевидно, что, разделавшись с Сирией, прозападная коалиция во главе с США и Израилем приступит к уничтожению независимого положения Ирана, обвиняя его якобы в эскалации ядерного конфликта. В этом случае Россия не сможет остаться в стороне, а это прямая угроза независимости и целостности нашей Родины. При этом на Востоке, под видом борьбы с тиранией методами оранжевых революций, к власти приходят исламские фундаменталисты, которых точно демократами не назовешь. Кстати, американский сенатор Джон Маккейн уже грозит России и лично Путину «арабской весной». Пока только в Твиттере. Но что будет, если республиканцы победят на президентских выборах в США?
Падение режимов сильных лидеров обостряет угрозу дестабилизации обстановки на постсоветском пространстве через действия бывших союзников (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова, т.н. ГУАМ). Ярким примером такой попытки стала пятидневная война с Грузией в августе 2008 года. Тогда Россия выиграла кампанию, однако потерпела поражение в информационной войне. А именно этот вид противостояния на сегодняшний день является самым разрушительным. Еще великий стратег Клаузевиц говорил, что войны выигрывают учителя младших классов, ибо они воспитывают полководцев и патриотов. У российской же молодежи такими методами воспитали чувство вины за героические завоевания наших прадедов и подвиги дедов – а именно, многие сегодня на полном серьезе обсуждают в социальных сетях легитимность территориальной целостности России – начиная с Курил и до просторов Сибири, которые мы, якобы незаконно, отняли у Японии и Китая. Осталось еще начать ставить памятники фашистам, как это делают в Прибалтике, и можно будет проситься под крыло сильной державы – США. Это самоубийственно и недостойно потомков великих правителей Руси и России. Если народ перестанет верить в легитимность своего великого прошлого, то теряется сам смысл существования нации.
Еще одна угроза России – позиция США и НАТО по ЕвроПРО. В обозримой перспективе для России существует только один сценарий военной угрозы с Запада – нанесение американцами обезоруживающего (скорее всего – неядерного) удара по стратегическим ядерным силам РФ. Россия настаивает на своем участии в создаваемой США и НАТО системе противоракетной обороны (ЕвроПРО) и требует гарантий того, что эта система не будет направлена против нее. США не готовы дать такие гарантии, как и связать свою противоракетную систему со страной, не являющейся членом НАТО.
Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО на саммите в Лиссабоне в 2010 году, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания. В конце ноября прошлого года Президент РФ Дмитрий Медведев огласил комплекс мер военно-технического и дипломатического характера, которыми Россия ответит на развертывание системы ПРО в Европе. Однако гарантий как не было, так и нет...
Александр Селиванов,
кандидат педагогических наук,
г. Рязань
(Окончание в одном из ближайших номеров)