О реально существовавших ракетных комплексах железнодорожного базирования «Скальпель» рассказывает бестселлер Даниила Корецкого «Атомный поезд». Читая его, я даже не знал, что создателями грозного оружия, обеспечившего паритет ракетного вооружения ядерных держав, были наши земляки, уроженцы Касимовского района братья Владимир и Алексей Уткины. О выдающихся конструкторах мы снова вспоминали на этой неделе в связи с вручением премий Рязанской области по науке и технике имени В.Ф. Уткина. Он конструировал саму ракету и комплекс в целом, Алексей отвечал за стартовый поезд.
В 1992 году Россия располагала уже двенадцатью боевыми железнодорожными ракетными комплексами (БЖРК), одно существование которых заставляло крупные державы проститься с мечтой о безоговорочном превосходстве в стратегических наступательных вооружениях и системах контроля за ними. Но в 2005 году по договору СНВ-2 ракетные поезда были сняты с вооружения РВСН России. Довольные американцы на радостях прислали нам технику для их утилизации.
И вот в декабре прошлого года детище братьев Уткиных снова напомнило о себе. В интервью «Комсомольской правде» командующий РВСН Сергей Каркаев сказал, что БЖРК снова могут быть введены в состав Ракетных войск стратегического назначения.
Решение, однако, пока не принято. Очевидно, многое будет зависеть от того, какой окажется конфигурация системы ПРО, развертываемой американцами в Европе. Позиция на этот счет руководства России известна и озвучена не раз: размещение вблизи наших границ элементов американской системы противоракетной обороны направлено против ее стратегических ядерных сил и подрывает баланс. Предложение России европейским странам создать совместную систему ПРО натыкается на противодействие Соединенных Штатов, которые считают невозможным связывать свою противоракетную оборону со страной, не являющейся членом Североатлантического альянса.
Переговоры идут тяжело. Вице-премьер Дмитрий Рогозин недавно в своем микроблоге констатировал, что на конференции по безопасности в Мюнхене, состоявшейся в конце прошлой недели, компромисса в вопросе создания системы европейской ПРО вновь достичь не удалось. Как ранее заявлял генсек НАТО Андрес Фог Расмуссен, ЕвроПРО в ее начальном виде планируется запустить в мае этого года, к саммиту Североатлантического блока в Чикаго.
О том, что у России, в случае неуспеха в переговорах, есть комплекс ответных мер военно-технического и дипломатического характера, говорил еще в ноябре 2011-го Президент Дмитрий Медведев. Некоторые военные эксперты считают, что наиболее адекватной мерой был бы выход России из договора СНВ-2, налагающего сейчас ограничения на некоторые типы вооружения. Тогда легендарные БЖРК могли бы снова выйти на необъятные просторы железных дорог. А ракеты «Молодец», чье производство на Украине прекращено, с успехом можно заменить на российские «Тополь-М» или «Ярс».
Одним из ключевых преимуществ мобильных ракетных комплексов «Скальпель» была их высокая скрытность. Отслеживать перемещение боевых поездов в переплетении железных дорог рядом с такими же, похожими как две капли воды, составами было крайне тяжело даже со спутников. БЖРК терялись, пропадали из поля зрения Пентагона, грозя появиться в самых неожиданных местах. Не случайно страх перед «Скальпелем» был больше, чем перед прославленной ракетой «Сатана».
Ни один вменяемый политик не скажет о том, что бряцание оружием – это сегодня лучший аргумент при решении спорных вопросов. И Россия всегда придерживалась другой линии. В процессе разоружения она делала больше уступок, чем получала в ответ. Но мир, а вернее – человек остался практически тем же самым, что и много веков назад. В определенных обстоятельствах под тонким слоем этики и культуры вдруг обнаруживаются дикари, готовые уважать лишь то племя, где дубинки длиннее. События на Ближнем Востоке, к сожалению, не смогли убедить нас в обратном. Не знаю, как вам, а мне в родной стране спится спокойнее и крепче, когда я знаю, что наш ракетный поезд стоит на запасном пути и всегда готов к выдвижению.