Ах, эти милые дамы в кружевах, утонченные особы в перчатках и с веерами... Спустя столетие очарование эпохи модерна возвращается к нам – стараниями изящной дамы, Татьяны Абрамовой.
Она – коренная москвичка, выпускница инженерно-строительного института, много лет рассказывала студентам архитектурного колледжа о реставрации старины. А параллельно собирала милые дамские штучки эпохи модерна. И по сей день она находит в антикварных салонах, на блошиных рынках, у знакомых старинные предметы, в основном текстиль, реставрирует – и создает композиции в технике ассамбляж. Сюжеты – самые разные.
Старые перчатки, веера, пряжки, открытки, пуговицы, веера, кружева, вышивки обретают вторую жизнь, а защита в виде стекла, багета и паспарту позволяет им не бояться пыли и других вредных воздействий. Обычно же эти вещи пылятся на чердаках и подвалах, либо хранятся в запасниках музеев. Кожа со временем «усыхает», ткань истлевает… А ведь предметов этого предреволюционного периода осталось не так много.
Модерн (от фр. moderne – современный), ар-нуво (фр. art nouveau, буквально «новое искусство») – художественное направление в искусстве второй половины XIX – начала XX века. Его отличительной особенностью является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.
Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами.
Конечно, работа по реставрации вещей кропотливая, сложная, зато потом есть место полету фантазии. Работы Татьяны Абрамовой получили оценку – она член творческого союза профессиональных художников, дипломант российско-итальянской научно-исследовательской академии Феррони. Выставлялась в Москве, на достаточно престижных площадках – в музее Марины Цветаевой, в Фонде народных художественных промыслов, в Манеже, в Измайловском кремле...
На выставку в Певческом корпусе Рязанского кремля Татьяна Абрамова привезла не только готовые произведения: большой интерес вызвал короткий мастер-класс. Сначала художница показала неотреставрированный фрагмент бисерной вышивки, использованной в двух представленных композициях. Это истлевшая газовая ткань с россыпью стекляруса, в которой сложно угадать рисунок. А в готовых работах эта вышивка поражает своей красотой. Продемонстрировала мастерица и свой инструмент – иглу для бисера, которая гораздо длиннее и тоньше обычной. И, наконец, Татьяна Абрамова показала, какие композиции можно сделать на бархатном овальном паспарту (основе) из старых кружев, открыток в стиле модерн и пуговиц.
На мастер-классе присутствовала группа студентов художественного училища, причем некоторые юные дамы и их преподаватель искусствовед Ирина Протопопова ради вернисажа в своих нарядах использовали элементы модерна. Татьяна Абрамова очень обрадовалась студентам: она жаждет «заразить» своим увлечением и молодых.
«Я хочу, чтобы, увидев мои работы, люди поняли: из старых ненужных предметов, что пылятся дома (пусть и не ценностей музейного уровня), можно сделать приятные памятные вещи, – говорит художница. – Идею моего творчества можно выразить одним словом – «сохранить».
В нашем доме было много старинных вещей. К моей школьной форме пришивались воротнички из кружева XIX века. Тогда я не понимала, что к чему, и вместо того, чтобы отпарывать манжеты, бывало, просто отдирала их так, что они рвались. Повзрослев, я стала собирать, коллекционировать старину. Решила, что негоже вещам лежать и тлеть. И придумала такую форму, чтобы это было интересно, красиво – и, главное, обеспечивало сохранность».