На прошедшей неделе Президент Дмитрий Медведев внес в Совет Федерации кандидатуру Валерия Зорькина на утверждение председателем Конституционного суда РФ. На этом посту Валерий Дмитриевич уже двенадцать лет. В его послужном списке – работа над новой Конституцией Российской Федерации. Он в первый раз стал председателем КС РФ осенью 1991-го. И уже вскоре признает неконституционным президентский указ об объединении МВД и органов госбезопасности. В 1992 году Валерий Зорькин признает незаконность так называемого «дела КПСС». В том же году он выносит вердикт о неконституционности планировавшегося в Татарстане референдума о суверенитете республики, приостановив тем самым набиравший силу парад суверенитетов. За двадцать лет многое уже забылось, а ведь тогда и до Рязани «марши» того парада докатились. Депутаты нашего областного Совета, обсуждая этот вопрос, были в смятении: если так и дальше пойдет, недалеко и до Рязаньстана договориться…
Суровой осенью 1993 года Зорькин встает на защиту Конституции, выступив парламентарием между Кремлем и защитниками Белого дома. Этого ему не простили. Сначала он вынужден был уйти в отставку с поста председателя, а затем был лишен и должности судьи Конституционного суда. В судьях его восстановили лишь через год. А через девять лет, в 2003 году, он вновь возглавит Конституционный суд России.
Профессионал высокой пробы, умеющий негромким голосом очень твердо отстаивать букву закона, Зорькин и теперь вновь оказался востребован на этом весьма ответственном и знаковом посту. Не будем забывать – имея более чем тысячелетний стаж государственности, Россия сегодня строит новое государство – правовое. Как всякое строительство, эта «стройка» дается непросто. Ведь в фундамент ее положены не только статьи законов, но и наше, мягко говоря, далеко не трепетное отношение к ним. Достаточно вспомнить дошедшую к нам через столетия пословицу: «Закон, что дышло…». А «дуракам закон не писан» – как вы думаете, кого это наши предки имели в виду? Так что до Великобритании, где закон незыблем веками, как трон королевы, нам еще расти. И потому важно, чтобы Главным хранителем Главного Закона страны был не только профессионал, но и Личность. В 90- х годах Зорькину не раз ставили в вину, что он вмешивался в политику. Да, вмешивался, но только в том случае, когда политика не считалась с законом. А что же до его оценок по поводу массовых демонстраций после недавних выборов в Госдуму, то это же не решение Конституционного суда, а личное мнение Валерия Зорькина, которое он, как любой гражданин, имеет право высказывать. Понятно, что лидерам митингов на Болотной оно не по душе. О чем речь? Зорькин выступил с заявлением, что митинговые страсти активно поддерживаются из-за рубежа и что стране сегодня лучше подойдут люди, которые будут не бичевать пороки, а терпеливо работать. Представить терпеливо работающими завсегдатаев политических, светских и гламурных тусовок нам с вами сложно, а им самим – оскорбительно. Вот и разошлись во взглядах.
Идущие друг за другом выборные кампании показали: в нашей стране созрел социальный заказ – России нужны Личности, умеющие терпеливо и профессионально работать и (не сочтите за громкие слова) раньше думать о Родине, а потом о себе, вопреки фетишу потребительства и вседозволенности, который нам так упорно насаждают. На встрече премьера Владимира Путина с лидерами традиционных конфессий, которая прошла на минувшей неделе, об этом говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Помнится, на заре перестройки появился такой термин «человеческий фактор». Увы, сегодня его чаще произносят, когда речь заходит о катастрофах: разбился ли самолет, затонул ли корабль… Но это не подмена понятий. И раньше, и теперь речь – о качестве личности, о профессионализме. Каковы они – со знаком плюс или минус? Вот в чем вопрос государственной важности.