До конца 80-х годов прошлого века в нашей стране были распространены квартирники, когда некоторые музыканты и рок-группы не могли официально давать публичные концерты из-за конфликта с властью. Если раньше к подобным мероприятиям прибегали в основном по идеологическим соображениям, то что теперь заставляет авторов и исполнителей выступать на квартирниках?
Первыми, кто стал практиковать домашние концерты, были барды 60-х годов. В какой-то момент дружеские посиделки на кухне с гитарой превратились в нечто большее, и квартирник постепенно стал формой существования неофициальной культуры. Его расцвет пришелся на 80-е годы. Рок в то время в Советском Союзе был фактически под запретом. Для многих путь на официальную сцену был тернистым. Одной из первых «гастролировать» по квартирам начала группа «Аквариум», за ней потянулись и остальные рокеры. В Санкт-Петербурге существовало около 10 адресов, где квартирники проходили приблизительно раз в месяц. Примерно столько же домашних концертов было и в Москве. Частенько музыканты ездили на такие мероприятия из одного города в другой.
На квартирниках выступали Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Виктор Цой, Александр Башлачев, Майк Науменко. Это явление встало в один ряд с самиздатом и прочими формами жизни «в подполье». Существовали и поэтические квартирники, на которых поэты читали свои стихи, а также произведения других авторов, высказывали свое мнение и обсуждали прочитанные издания.
В 90-х годах домашние концерты пережили второй пик популярности. Да и сейчас это движение продолжает наращивать обороты, захватывая все больше и больше городов России. Не осталась в стороне и Рязань. В нашем городе несколько адресов, где проводятся квартирники. Домашние концерты бывают, в основном, двух типов: встречи с местными исполнителями и музыкальными группами либо гастроли приглашенных музыкантов. Конечно, со времен первых концертов на дому многое изменилось, но основные принципы организации остались прежними. Как ни странно, это достаточно тихие мероприятия. Музыканты не играют на барабанных установках и с усилителями. Все происходит в акустике.
Интерес к современным квартирникам обусловлен, прежде всего, определенной эксклюзивностью, некой экзотичностью. Рассевшись на диванчиках, стульях, на полу рядом с исполнителем, можно услышать то, что никогда не прозвучит со сцены. Эффект восприятия музыканта в домашнем кругу сильно отличается от его выступления в концертном зале. Происходит более тесный контакт с исполнителем и более глубокое восприятие творческого материала.
Иногда на квартирниках устраиваются так называемые «джемы», когда собираются музыканты и импровизируют на заданную музыкальную тему. Один из таких вечеров прошел недавно на домашнем концерте на 10 этаже у Елены Москвиной, где совершенно спонтанно образовался коллектив «Творческий кризис». Собрались ребята. Один играет на флейте, другой на гитаре, третий прихватил с собой баян, кто-то принес контрабас, а потом кто-то решил подыграть на губной гармошке. Регги, фанк, рэп, рок-н-ролл, кантри… В каких только стилях не импровизировали музыканты, причем все это выглядело нестандартно, самобытно и оригинально.
Выступали у Елены Москвиной не только рязанские группы («118», «Ять»), но и довольно известные гости города. Среди них своеобразный питерский исполнитель Михаил Башаков, лауреат крупнейших конкурсов песни Вячеслав Захаров. В ближайших планах – концерты Сергея Канунникова (группа «Возвращение»), Романа Филиппова, Павла Фахртдинова. В среднем на квартирниках собирается от 30 до 50 слушателей. Плата за вход чисто символическая. Кстати, там можно приобрести вещи, которые зрители сделали своими руками. Например, фенечки, мягкие игрушки, живописные картины и различные поделки.
В наше время молодым музыкантам пробиться на большую сцену не так-то просто. Каждый хочет донести свое творчество до слушателей. Поэтому так важны для большинства домашние концерты, когда стираются границы между выступающим и зрителем.