Боевое крещение
Солдаты-связисты устанавливали свои рации в сельских домах. Ольга время от времени заходила к ним, чтобы проверить, не нужна ли кому помощь. Ведь бомбардировки с неба были регулярные. Однажды она зашла на порог одной избы. Через секунду – сильный взрыв!
– Я смотрю с порога внутрь комнаты, а помощь оказывать уже некому: все ребята мертвые лежат… – со слезами на глазах вспоминает Ольга Сергеевна. – Я чудом жива осталась. Если бы чуть раньше шаг вперед сделала, то погибла бы вместе с ними. Видимо, Бог меня спас…
Потом, летом 1942-го, их дивизию перенаправили на Северный Кавказ. Сначала в Махачкалу, потом в Сухуми… Были ожесточенные бои на подступах к Туапсе, но немцы не прошли. Именно там Ольга была удостоена ордена Красной Звезды.
И радость, и беда
С особой теплотой Ольга Сергеевна вспоминает момент, когда встретилась в Туапсе со своим отцом. Сергей Павлович тоже служил в то время, но в другой части. И с дочкой они вели постоянную переписку. Когда Сергей Павлович узнал, что его дивизия направляется на Северный Кавказ, то уговорил командира перевести его в другую военную часть, к дочери.
– Это была и радость, и беда! – рассказывает женщина. – Мы с папой видели окружающую нас опасность и очень переживали друг за друга… А немцы покоя не давали. Были дни, когда воздушные бомбежки не прекращались: сначала 50 немецких самолетов делают налет, потом артиллерия снарядами добивает, и снова все сначала... Как мы выжили, один Бог знает.
Потом, когда местные бои завершились победой русских, солдаты садились на горе на траву и пели любимые песни. Про Родину, про любовь, про жизнь…
На войне страшно…
Осенью 1943-го от немцев был освобожден г. Новороссийск, и дивизия отправилась на Таманский полуостров. Высадились на прибрежную косу и сразу попали под страшный обстрел. Там бригада, в которой служили Пономаревы, сильно поредела, но войска территорию не сдали.
Когда на юге бои закончились, дивизия передислоцировалась под Минск, на 3-й Белорусский фронт. Ольга Сергеевна вспоминает события тех лет и с гордостью демонстрирует медаль "За освобождение Белоруссии":
– Я была и в Польше, и в Литве, и в Восточной Пруссии… Было очень страшно. К войне вообще нельзя привыкнуть… Ты не знаешь, будешь ли жив через пять минут или уже нет! Я до сих пор помню раненых солдат, которые умоляли пристрелить их. Так им было больно.
Дождались!
В марте 1945-го Ольгу демобилизовали. Дома ее ждали мать и сестра Маша. Старший брат Павел, летчик-штурмовик, погиб при обороне Ленинграда, младший Владимир служил на трудовом фронте. Отец вернулся позже. О Победе семья Пономаревых узнала по радио:
– Радовались, плакали… Какие еще могут быть эмоции? Жаль только, что многие солдаты этого дня так и не дождались.
Через пять лет познакомилась с будущим мужем Владимиром Георгиевичем Барановым. Он работал литературным сотрудником районной газеты, а затем 27 лет возглавлял ее. Ольга трудилась медицинским статистиком в Касимовской ЦРБ. За 50 лет совместной жизни родили сына и двух дочек, воспитали 9 правнуков. К сожалению, год назад Владимир Георгиевич умер. Но на столе любящей и верной жены до сих пор лежат подаренные мужем открытки: "Самой светлой, дорогой и любимой…"