В минувшую пятницу глава МЧС Сергей Шойгу (а в данной ситуации – доверенное лицо кандидата в президенты Владимира Путина) разослал всем кандидатам на пост президента текст Общественного договора об условиях легитимности демократических процедур формирования власти в России. Проще говоря, было предложено и кандидатам в президенты, и политическим силам, и руководству Генпрокуратуры и МВД подписаться под условиями, которые обеспечивали бы контроль за чистотой проведения выборов, а в конечном итоге – признание всеми сторонами условий их легитимности. Идея такого соглашения была предложена людьми, вышедшими 4 февраля на разные митинги: политолог Сергей Кургинян был в числе лидеров на Поклонной горе, журналист Леонид Парфенов – на Болотной площади. Ее обсудили в ходе публичной дискуссии, и вот она обрела форму договора (повторимся – вышедшего из штаба Владимира Путина).
Понятно, что Общественный договор – своего рода декларация. Но он в то же время как лакмусовая бумага может выявить: что для кого важнее в поиске выхода из сегодняшнего политического противостояния: истина и чистота выборов или – «дружба» против одного.
Одна из задач, о которой сегодня говорят все: сделать выборы прозрачными. Сегодня нет недостатка в желающих принять участие в наблюдении за ходом голосования и подсчетом голосов. Корпус наблюдателей, Лига избирателей, наблюдатели от партий и общественных объединений… На этом фоне резонансом прозвучало недавнее заявление одного из лидеров «Демвыбора» Владимира Милова о том, что вряд ли он снова выступит в этой роли, так как на выборах в Госдуму 4 декабря, будучи наблюдателем, не обнаружил фактов вброса бюллетеней или переписывания протоколов.
Были ли нарушения на выборах в Госдуму? Были. Это подтвердили проверки поступивших заявлений. У нас в стране около 95 тысяч избирательных участков. Официально подтверждено менее 200 случаев нарушений из 1686 названных в заявлениях. Вот такая арифметика. Впрочем, окончательно точка в проверках думских выборов на чистоту еще не поставлена, предлагаемый Общественный договор касается и их. И, может, тогда станет понятно, почему те, кто сегодня говорит о нелегитимности шестой Госдумы, остаются ее депутатами со всем прилагаемым к этому статусу политическим (и не только) багажом.
«Против кого (или чего) сегодня дружим?» – знакомый многим с детства призыв пацанов со школьного двора все чаще берется на вооружение политиками. Но страна – не школьный двор, да и возраст участников таких политальянсов давно уже не подростковый.
Вчера в штаб для обсуждения положений договора прибыл лишь Сергей Миронов, который привез свои предложения по содержательной части. Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов не приняли участие в обсуждении, от Михаила Прохорова присутствовал его представитель.
Руководитель штаба Владимира Путина Станислав Говорухин заявил, что для работы над документом нужно участие всех кандидатов и что важно подписать его до начала президентских выборов, дабы не ввергнуть страну в конституционный кризис. Принципиальные предложения уже поступают, в том числе от Леонида Парфенова, Сергея Кургиняна, от «Лиги избирателей. Итак, договор открыт для обсуждения, доработки, принятия. Ждем?