Так случилось, что мы с Солотчей, видимо, потеряли друг к другу интерес. Я ехала к ней «за туманом и за запахом тайги», а она окутывала меня выхлопными газами автомобилей, от которых и в городе дышать тяжело. Поэтому впервые за последние два года я попала в этот курортный пригород Рязани совсем недавно, в один из февральских выходных дней.
Воспоминания о детстве и юности не просто у каждого свои, они еще обязательно самые лучшие из всех воспоминаний. Кто знает, что преподнесет нам стремительный техногенный век через те же 10-15 лет? Возможно, плотно заставленная автомобилями территория перед спуском с Лысой горы, расположенные чуть ли не на каждом шагу в лесу строительные площадки, огороженные высокими заборами, разъезжающие во всех направлениях по лесу машины в воспоминаниях завтрашних взрослых превратятся в оазисы почти дикой природы. Искренне надеюсь, что этого не произойдет.
Если говорить серьезно, то сегодня нужно честно признаться, что той Солотчи, которую мы помним как место сосредоточения спортивных баз и баз отдыха, санаториев, профилакториев, многочисленных детских оздоровительных лагерей, уже нет. Новое время породило новый формат ее существования. Лично мне он не нравится, но это к делу не относится. Просто этот формат уж слишком прожорливый – неурбанизированного леса в Солотче с каждым годом остается все меньше. Думаю, вряд ли всем так по душе царство асфальта и бетона, а значит, вопрос «что делать?» по-прежнему актуален.
Ответ на него, как всегда, найти непросто. Взять самую тривиальную ситуацию, связанную с заездом автомобилей в лес. Очевидно, что чище и лучше от этого природа Солотчи не становится. Да и импровизированная автостоянка у Лысой горы, насколько я понимаю, разрушает ее уникальный ландшафт. По крайней мере, арендаторам пляжа у реки Старицы и прилегающей к нему территории приходится регулярно перед началом летнего сезона подвозить на гору песок, так как гора оползает.
С другой стороны, где автовладельцам оставлять «железных коней»? На площади у памятника Ленину? Но, во-первых, здесь все равно не хватит всем места, а во-вторых, кто обеспечит сохранность пусть и штампованного, но по-прежнему весьма недешевого железа? Построить организованный и вместительный паркинг пока тоже нельзя. Чтобы выделить под него место, нужно понимать, как автостоянка «впишется» в планы будущего развития поселка. Эти планы, в свою очередь, должен определить генеральный план, о необходимости создания которого там много и долго говорили некоторые депутаты гордумы и те жители областного центра, которым небезразлична судьба рязанской Барвихи.
К слову сказать, заявка на разработку генерального плана Солотчи была подана городской администрацией еще в 2001 году, но в связи с отсутствием в бюджете муниципалитета средств работы по его созданию долгое время не проводились. Как это ни удивительно, но генплан Солотчи не принят до сих пор. В течение последних десяти лет (самого активного строительного периода в современной истории Рязани) поселок жил собственной жизнью без правил и ограничений, благодаря чему на его территории и появились ничем не оправданные (по крайне мере, его курортным предназначением) постройки и высокие заборы.
Утверждение генплана, которое должно состояться в этом году, конечно, не вернет лично мне «мою» Солотчу, но есть шанс, что сохранит для тех, кто очарован ею сегодня.