В Рязанском художественном музее одновременно работают две экспозиции – юбилейная выставка Абрама Архипова и выставка работ фотохудожника Евгения Каширина. Музей специально устроил эту своеобразную встречу двух творческих личностей.
Дело в том, что Евгений Каширин делал свои фотографии почти 30 лет назад, в 1983 году, на родине Абрама Архипова, в селе Екшур. Союз художников организовал туда выезд, взяли с собой Каширина. За три дня он наснимал в Екшуре так много и разнообразно, будто провел в селе не один месяц. Благодаря стараниям фотохудожника Андрея Павлушина эти замечательные черно-белые фотографии напечатаны и выставлены снова. Первая фотовыставка состоялась много лет назад.
Когда ты долго всматриваешься в эти снимки, оказываешься под влиянием их магии, снова понимаешь: Каширин уникален, незаменим. Никто сегодня не относится с таким неподдельным интересом к так называемым «простым» людям. И люди редко относились с таким доверием к человеку с фотоаппаратом, как к Евгению Каширину. Они допускали его к себе в самые сокровенные минуты тяжких раздумий, тихой грусти, глубоких сомнений. Он снимал жителей этого села такими, как они есть, без позирования, прихорашивания. Но потом на фотобумаге происходило чудо – лица становились значительными и прекрасными.
Сельская жизнь изменяется очень медленно, это становится понятным, когда ты невольно сравниваешь зарисовки Архипова и фотокадры Каширина. Архипов тоже писал своих земляков такими значительными и глубокими людьми, какими их не видели большинство современников. Рязанские художники приезжали в Екшур в связи с 120-летием Абрама Архипова, но крестьянские лица, запечатленные Евгением Кашириным, схожи с лицами моделей Архипова. Чудные архиповские крестьянки, представленные в эти дни на выставке в художественном музее – румяные, круглолицые, мило курносые, обнаруживают в себе глубинное сходство с людьми, попавшими в объектив Каширина. Тот же рязанский тип внешности, который ни прически, ни современная одежда не делают другим, неузнаваемым.
Пейзажи Екшура, сельские улицы и песчаные проселки столь же мало изменились за полтора века после Архипова, как и за три десятилетия после фотосессии Евгения Каширина. По удивительному стечению обстоятельств мне довелось увидеть снимки, сделанные на прошлой неделе на ватной фабрике в Екшуре, и сравнить их с теми, что сделал Женя Каширин. Те же тюки ваты, те же женщины, с ними работающие, теперь, правда, приодетые в белые халаты. Наверное, на производстве что-то изменилось, но течение жизни этих женщин, кажется, осталось прежним.
Эти две выставки не случайно встретились в залах Рязанского художественного музея. Они говорят нам о России больше, чем любые социологические исследования. Художник подмечает в жизни не столько сиюминутное, сколько вечное. Этот удивительный эксперимент удался и доказал, что в каждом конкретном месте российской глубинки время движется по своим законам. В его размеренном течении – залог выживания и развития, сохранения традиций и внедрения новшеств. В России возможно все – засухи и наводнения, революции и войны, застой и перемены. Но в чем-то главном течение нашей жизни неизменно. Кого-то это раздражает, а меня – радует.