Имя Сергея Николаевича Худекова сегодня прочно связано с Рязанским краем, хотя два десятилетия назад о нем знала лишь горстка рязанских энтузиастов. Ныне в селе Ерлино Кораблинского района создан историко-культурный, природно-ландшафтный музей-заповедник «Усадьба С.Н. Худекова», который, как всякая недавно существующая организация, испытывает трудности роста. В этом году, осенью, исполняется 175 лет со дня рождения С.Н. Худекова. Празднование этой даты должно стать памятным событием для нашего региона. Возможно также, что оно послужит решению ряда музейных проблем… Обо всем этом корреспондент газеты ведет речь с Виктором Викторовичем Чеклуевым, который многие годы преданно служит увековечению памяти С.Н. Худекова, а ныне является президентом Рязанского регионального общественного фонда его имени.
Р.В. – Виктор Викторович, насколько известно, фонд стремится к тому, чтобы о Худекове – известном в свое время издателе, литераторе, журналисте и общественном деятеле – знали и помнили не только в Рязани…
В.Ч. – Конечно. И потому мы посчитали своим долгом провести работу по определению места погребения Сергея Николаевича на Никольском кладбище в Санкт-Петербурге. И когда это место нашли, то на могиле Худекова в позапрошлом году в торжественной обстановке, при участии известных и уважаемых представителей северной столицы был открыт памятник, чего Сергей Николаевич, безусловно, заслуживает.
Был также замысел установить мемориальную доску на одном из зданий С.-Петербурга, связанных с именем Худекова. Больше всего для этого подходил особняк по адресу: улица Владимирская, 12, где когда-то располагались типография и издательство Худекова, а сейчас находится Театр имени Ленсовета. Дело, однако, оказалось очень трудным в смысле преодоления разных бюрократических барьеров. Дирекция театра предложила нам разместить мемориальную доску внутри здания, что значительно проще. Мы с этим согласились, и я надеюсь, что вскоре осуществим этот замысел.
Р.В. – Намечен план меро-приятий, посвященный празднованию 175-летия С.Н. Худекова. В чем особенность торжеств этого года по сравнению, например, с тем, что было пять лет назад, когда тоже отмечалась и, надо сказать, очень основательно, «круглая» худековская дата?
В.Ч. – Наверное, в первую очередь – в том, что местом проведения многих мероприятий станут (и уже стали) Кораблинский и Скопинский районы. Ведь, прежде всего, именно эти места связаны с деятельностью Сергея Николаевича. Надеемся, что более активной в этом году будет работа юных кораблинских и скопинских краеведов по изучению жизни и творческого наследия Сергея Николаевича. В прошлом году в Скопине была проведена большая межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная общественной деятельности Худекова. В ней принимали участие и школьники. Мне кажется, что они обязательно будут участвовать и в научно-практической конференции этого года на тему «Дворянские усадьбы и российская провинция», которая должна состояться в сентябре в Кораблине.
Важное значение придаем открытию в Скопинском краеведческом музее экспозиции «Худеков. Скопинский уезд. Земская деятельность». Это очень интересная, но пока малоизученная тема. Она посвящена 1893–1899 годам, когда Сергей Николаевич был в Скопинском уезде предводителем дворянства. Этот период еще захватил то время, когда органы местного сельского самоуправления – земства – имели возможность заниматься активной и полезной для людей работой. Например, тот же Худеков еще до избрания его предводителем выделил гектар своей земли для строительства земской больницы, и я отлично помню это здание, которое простояло вплоть до 80-х годов прошлого столетия. Будучи предводителем скопинского дворянства, Сергей Николаевич также сделал много хорошего. Именно в тот период он написал важную для своего времени статью «Развитие помещичьего землевладения», где подчеркивал первостепенное значение именно крупных хозяйств. Потом Худеков покинул Скопинский уезд, стал жить в Петербурге и, будучи уже далеко не молодым человеком, продолжал активно участвовать в общественной жизни. Он избирается в состав Петербургской городской Думы. Перед самой революцией становится ее председателем – это в 80 лет! Я много работал в архивах с документами того времени. Повторяю: это до сих пор малоизученная, но очень интересная тема.
Р.В. – А можно рассказать о каком-нибудь вашем открытии?
В.Ч. – Разные факты всплывают. В этом году исполняется также 100 лет с момента выхода первой книги четырехтомного труда Сергея Николаевича «История танцев». Считалось, что если первые три книги этого издания сохранились, то тираж четвертого тома, вышедшего в 1917 году и посвященного как раз русскому балету, сгорел – так сказать, сгинул в пламени революции. Но обстоятельства были более прозаичными, а потому, может быть, гораздо драматическими. Книги после выхода в свет были отправлены… в продуктовые магазины, где их страницы использовались в качестве оберточной бумаги. Правда, таким образом пропал не весь тираж. Уцелели сигнальные экземпляры, а также те, которые Сергей Николаевич дарил своим знакомым и друзьям. Один из таких экземпляров я видел в Петербурге. Он совсем не нужен был владельцу, но, зная, что собой представляет книга, он заломил за нее невероятную цену. Пока я ездил в Рязань собирать деньги, редкая книга была продана. Еще один, четвертый, том, правда, в некондиционном виде, есть в библиотеке театральных деятелей в Москве. Знаю еще о некоторых экземплярах. В библиотеках нашей области (в «Горьковке» и в Ерлине) есть три подлинных худековских тома и четвертый – в виде ксерокопии.
Р.В. – Мы говорим о духовном наследии Худекова. А в каком состоянии находится Ерлин-ский парк-дендрарий? В последние годы что-то не слышно о массовых акциях по его уборке или посадке деревьев.
В.Ч. – В самом начале всех преобразований в Ерлине было сделано одно дорогое, но очень важное дело: разработан проект реконструкции парка-дендрария. И теперь мы знаем, где в нем надо что спилить, а что посадить, и так далее. Сегодня парк процентов на 80 отражает то, чего требует реконструкция. Но преобразования надо продолжать. Да, в последние годы как-то не удается организовать работу, например, студентов, а она сводится не только к уборке мусора или сухостоя. Например, в РГУ имени С.А. Есенина одна студентка разработала и защитила инвестиционный проект «Экологическая тропа в Ерлине». Но осуществить его не удалось. В этом году здесь снова разработан инвестиционный проект, касающийся на этот раз ландшафтной архитектуры парка. Сделаем все возможное для его реализации.
В плане мероприятий на этот год запланирована посадка экзотических пород деревьев в центральной части дендрария. Дело это требует вложения средств (экзотические деревья не дешевы), но я думаю, что его можно осуществить на общественных началах, сделав каждое из этих деревьев именным. Надеюсь, многие наши уважаемые люди откликнутся и сумеют найти, привлечь средства, необходимые для посадки редких деревьев.
Р.В. – Немалые деньги уже затрачены на очистку пруда, изготовление металлоконструкций для моста через него. Но мост все не ставят, нет средств. А деревья вокруг пруда сохнут. Некоторые говорят: надо заполнять пруд водой…
В.Ч. – Нельзя, пока не построен мост, заполнять пруд! А деньги для возведения моста, кажется, найдутся: 10 миллионов рублей заложено на это в областном бюджете на нынешний год…