00:29 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
3082

Культурный протест?

Одним из самых широко обсуждаемых в средствах массовой информации событий культурной жизни страны последней недели стала, пожалуй, победа фольклорного коллектива из Удмуртии в отборочном туре конкурса «Евровидение-2012». Действительно, довольно необычно, можно сказать, даже эпатажно то, что в этом европейском эстрадном состязании Россию будут представлять «Бурановские бабушки», то есть обычные жительницы далекого удмуртского села Буранова, создавшие когда-то творческий коллектив, что называется, для души, без карьерных устремлений и корыстных целей.

На мой взгляд, кроме отличного информационного повода, подаренного журналистам этим, без преувеличения, очаровательным этно-коллективом, выход на первый план отечественной эстрады непосредственного, искреннего народного творчества и неповторимого колорита является определенным знаковым событием, своего рода латентным протестом против тотальной глобализации и ставшей целлулоидной эстрады.

Справедливости ради нужно отметить, что присутствие на «большой» и насквозь коммерциализированной сцене шоу-бизнеса таких беззащитных женщин глубоко почтенного возраста вызывает некоторую настороженность. Тем более что исполняемые ими песни, пусть и на родном удмуртском языке, довольно конъюнктурны, с использованием растиражированных англоязычных выражений, которые можно расценить как заискивание перед массовой публикой. Ведь и популярность коллектив приобрел, перепевая произведения известных музыкальных групп, в частности, «Beatles», «Deep Purple», «Eaqles», «Кино», «Queen» и других. Я хочу сказать, что было бы очень обидно и горько почувствовать клоунскую роль «Бурановских бабушек», вышедших потешить уже всем пресытившегося зрителя.

Но если посмотреть интернет-отзывы первослушателей задорных бабушек, то понимаешь, что опасения напрасны. Бурные овации в Сети нередко прокомментированы такими словами, как «впервые услышал что-то чистое и светлое…рад, что страну будут представлять именно они, а не безликие исполнители… побольше бы подобных коллективов».

Конечно, Евровидение – совсем не то мероприятие, которое отражает реальную культуру стран-участниц этого конкурса, да и нынешние победительницы – не образец истинного искусства. Но сам факт, что зрители (а именно они выбирают представителя своей страны на этом состязании) предпочли не одного из как будто бы клонированных исполнителей эстрадной песни, а далеких от гламурного стиля и абсолютно натуральных (простите, но и это свойство уже большая редкость на современной сцене) удмуртских пенсионерок, говорит о многом.

И не столько о том, что россиянам, очевидно, надоели надуманные образы профессионалов современной эстрады. А прежде всего о том, что открытые человеческие лица, искренние слова и эмоции – в большом дефиците. Зрители проголосовали за жизненную правду, за то настоящее и неподдельное, что увидели в лицах «Бурановских бабушек».

В минувшие выходные в рязанском Муниципальном культурном центре прошел праздничный концерт. Перед зрителями выступали любительские коллективы – песенные и танцевальные, среди которых были и наши «рязанские бабушки», много лет занимающиеся творчеством в стенах центра, прежде всего, для собственной радости. В зале был аншлаг. Пришедшие на концерт рязанцы подпевали, с удовольствием аплодировали, и было видно, что отдыхали всей душой.

Видимо, недостаток «натуральных» чувств и эмоций наблюдается повсеместно. По крайней мере, эксперты в области последних мировых культурных тенденций утверждают, что интерес Европы к различным этносам, как наиболее ярким выразителям естественности и индивидуальности, в настоящее время велик, как никогда. Так что у наших российских бабушек, очевидно, есть все шансы на победу.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 44 (4095) от 14 марта 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Когда экзамены не за горами
До старта кампании по сдаче ЕГЭ осталось чуть больше месяца
Людмила Иванова
Флюорография с доставкой
В прошлом году каждый пятый житель области прошел рентгено-флюорографический осмотр на передвижных установках.
Людмила Иванова
Читайте в этом номере: