22:28 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2688

Конец «ксенонового света»

Тема сегодняшнего выпуска «Авто-«РВ» – решение ГИБДД РФ о лишении водительских прав за ксенон, которое вызвало волну недовольства автомобилистов. Кто-то выступил с жесткой критикой ГАИ, кто-то поддержал карательные меры правоохранителей, но факт остается фактом: с 1 апреля некоторые виды ксенона в России будут вне закона. Какие? Об этом ниже.

Слово закону

В конце февраля российская Госавтоинспекция предупредила, что водители, использующие ксеноновые лампы (газоразрядные источники света) в обычных фарах, предназначенных для ламп накаливания, могут быть лишены прав. "Применение в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания, в том числе галогенными, газоразрядных источников света следует квалифицировать как несоответствие режима работы внешних световых приборов требованиям конструкции транспортного средства", – говорится в сообщении, размещенном на сайте Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России.

В этом случае управление автомобилем с нештатным ксеноном будет квалифицироваться автоинспекторами как административное правонарушение в соответствии с ч.3 ст.12.5 КоАП России, указывающей на те случаи, когда режим работы световых приборов не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Данное нарушение карается лишением прав на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией соответствующих световых приборов. Учитывая невозможность изъятия в ряде случаев приборов (источников света), явившихся причиной административного правонарушения (темное время суток, участки дорог вне населенных пунктов), в порядке, предусмотренном статьей 27.14 КоАП РФ, должны предприниматься меры по аресту указанных вещей, уточняется в сообщении ГИБДД.

По многочисленным просьбам читателей редакция обратилась за разъяснениями по данному вопросу к заместителю начальника управления ГИБДД по Рязанской области Михаилу Есакову.

Он предупредил: автовладельцев в Рязанской области начнут привлекать к административной ответственности за ксеноновые фары, не предусмотренные заводом-изготовителем, с 1 апреля.

Он пояснил, что в настоящее время на автотранспортные средства устанавливаются фары трёх типов:

– С – ближнего, R – дальнего, CR – двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания (правила ЕЭКООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);

– НС – ближнего, HR – дальнего, HCR – двухрежимного света с галогенными лампами накаливания (правила ЕЭКООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);

– DC – ближнего, DR – дальнего, DCR – двухрежимного света с газоразрядными источниками света (правила ЕЭКООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).

Эти обозначения наносятся на рассеиватель и на цокольную часть самой лампочки.

Использовать заводской ксенон можно только при наличии автоматического корректора пучка света и омывателя фар. В противном случае, по словам Есакова, освещение получается хаотичным, что может спровоцировать аварийные ситуации.

Если самовольная установка ксенона будет зафиксирована при проведении технического осмотра транспортного средства, то водителю грозит штраф в размере 2,5 тысячи рублей. Для должностных лиц штраф – от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц – от 400 до 500 тысяч рублей.

– При надзоре за дорожным движением инспектор ДПС имеет право остановить автомобиль, на котором установлены ксеноновые фары. За эксплуатацию транспортного средства с незаконно установленным ксеноном водителю грозит лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев. Автомобиль в данном случае эвакуируют на специализированную стоянку. Как обыватель я был бы против запрета ксенона, но закон есть закон: его мы должны выполнять, – добавил Михаил Есаков в заключение.

Автовладельцы:

меры слишком

строгие

Основной причиной запрета ксенона называют сильное освещение, которое он даёт при эксплуатации. Однако такая запретительная мера до сих пор вызывает много вопросов у автовладельцев. По словам представителя Федерации автовладельцев России Тимофея Гусева, рязанские водители согласны с наказанием за самовольное использование ксенона, но считают, что лишение прав – это слишком суровая мера.

Вопрос-ответ

На вопросы "Авто-"РВ" отвечает юрист по гражданским делам Алексей Козлов.

– Давайте представим такую ситуацию. Инспектор ДПС определил тип лампы и фары и начал оформлять протокол о нарушении. Водитель не согласен. Его действия?

– В случае составления сотрудником ДПС протокола об административном правонарушении с квалификацией по части 3 статьи 12.5 водителю необходимо указать в графе "Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении": "С содержанием протокола не согласен, нормы закона, предусматривающие ответственность по части 3 статьи 12.5, не нарушал".

– Если сотрудник ДПС принимает решение конфисковать фары или лампы, каков порядок действий в этом случае? Можно ли продолжать движение без фар/лампочек?

– В случае изъятия каких-либо предметов, установленных на транспортном средстве, сотрудники ДПС обязаны: произвести досмотр транспортного средства в присутствии двух понятых; составить протокол досмотра транспортного средства; произвести изъятие предмета административного правонарушения в присутствии двух понятых; составить протокол изъятия предмета административного правонарушения; в случае совершения административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством, одновременно производятся изъятие водительского удостоверения и выдача временного разрешения на право управления транспортным средством.

Относительно вопроса продолжения движения без фар/ламп можно отметить, что это зависит от того, по какой статье КоАП РФ сотрудники ДПС квалифицировали правонарушение. Так, при квалификации правонарушения по ч.ч. 2-6 ст. 12.5 КоАП РФ "...запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства".

Однако в этом случае в соответствии с ч. 21 ст. 27.13 "разрешается движение транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных... частью 2 статьи 12.5 настоящего Кодекса, к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства".

– Когда дело о лишении прав дойдет до суда, как водителям вести себя? Стоит ли отстаивать свои права? Что доказывать в суде?

– Российские суды по-разному подходят к вынесению судебных актов касательно данного вопроса. Можно отметить только одно: если вы сами признали вину, указав в протоколе, что не успели снять/поменять/изменить тот или иной предмет, то почему суд должен идти вам навстречу? Но, конечно же, в данных ситуациях учесть и технические нюансы, и соблюсти все профессиональные нормы.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 57 (3608) от 01 апреля 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Помогли вернуть долги по зарплате
В Ряжском районном отделе судебных приставов УФССП России по Рязанской области возбуждено 26 исполнительных производств в отношении должника ООО "Ряжский хлебзавод" на общую сумму ...
Декларационная кампания 2010 года
Уважаемые налогоплательщики! Не позднее 30 апреля 2010 года физическим лицам необходимо отчитаться по доходам за 2009 год. Для этого необходимо подать налоговую декларацию по налогу ...
Читайте в этом номере: