«Отдых для меня – понятие чисто теоретическое. Ведь, кроме школы и работы, у меня семья есть, обязанности по дому, хозяйство. Так что времени катастрофически не хватает…»
Говоря это, директор Рыбновской школы-интерната Валерий Протасов ничуть не лукавил. И все-таки у меня сложилось впечатление, что он из тех редких людей, которые многое успевают.
«Добро пожаловать, или Чужие здесь не ходят»
Переступив порог школы-интерната 29 февраля, я попала почти на семейный праздник. Здесь ждали гостей и были им рады: в этот день школа отмечала свой день рождения. Совсем не громкий и не юбилейный (51-й по счету), праздник этот, устроенный детьми и взрослыми, дал таким, как я, немногим «новичкам», возможность приобщиться к здешней атмосфере.
Такое бывает нечасто, особенно в интернатных учреждениях. Только неправильно называть Рыбновскую школу-интернат казенным образовательным учреждением. Это дом, где детям с непростыми судьбами помогают взрослые. Во время праздника ни на сцене, ни в зале не было чужих друг другу людей. Была одна большая семья. В ней, как мне показалось, при всех различиях тех, кто ее составляет, живут общими интересами люди, небезразличные друг к другу и к тому, что вокруг происходит. Одинаково важными участниками музыкального театрализованного действа были и самые маленькие ребятишки, и старшеклассники, педагоги и директор. И каждый честно старался выложиться по максимуму для успеха общего дела.
– По-другому у нас нельзя, – убежден Валерий Протасов. – Малейшую неискренность дети замечают и не принимают тебя, неважно, директор ты, учитель или кто-то другой.
Потому и дверь в кабинет директора всегда открыта для детей, педагогов, для друзей школы. Ребята приходят посоветоваться, обсудить что-то интересное, а иногда и просто посидеть.
– Если ко мне кто-то пришел, значит, ему нужно со мной пообщаться, и для него, и для меня это важно, – поясняет мне директор.
– Так всегда и получается? – уточняю я.
– Что точно здесь не получится, так это повесить табличку на дверь кабинета с часами приема посетителей и жить спокойно, – улыбаясь, продолжает Валерий Николаевич. – Проработав здесь года четыре, я вдруг поймал себя на том, что могу говорить о работе часами: о конкретных детях, о педагогических технологиях, ситуациях в семьях, о том, что предстоит сделать завтра или в более отдаленной перспективе. Это, наверное, потому, что я все-таки всем этим живу.
Так же живут школой и педагоги, которые в ней работают. «Кто школой не живет, из нее ушел», – констатирует мой собеседник. И мне не хочется с ним спорить.
Дело делать
Сразу после дня рождения школы ученики и учителя начали готовить концерт к Международному женскому дню. На очереди – подготовка педагогов и воспитателей к открытым занятиям. А первая неделя весны стала в школе неделей психологии и социальной службы.
– Мы всегда находимся в процессе «делания», во всяком случае, стараемся не допускать перерывов, – говорит директор. – Просто сидеть на месте скучно. Да сами знаете: от долгого стояния «болото» получается – трудно из него выбираться…
А потому в событийном графике школы-интерната, кроме общих праздников, – семинары, тренинги, конкурсы и соревнования.
Об этой части школьной жизни мы с директором говорили в рыбновском ФСК «Звезда», на базе которого состоялась Всероссийская зимняя спартакиада воспитанников детских домов и школ-интернатов. Вместе с учителем физкультуры школы Игорем Михайловичем Дмитриевым директор пришел поддержать школьную команду. Оказалось, ребята на этих соревнованиях не новички, да и в общешкольной копилке спортивных достижений побед и наград немало.
Сегодня в интернате действуют секции самбо, хоккея, лыжная, футбола (в том числе для девочек), настольного и большого тенниса, секция атлетической подготовки и стрелковый кружок. Причем занятия ведут тренеры в звании не ниже кандидатов в мастера спорта.
– Спорт как способ занять себя, отвлечь от улицы и негативных вещей работает, – продолжает тему директор. – Кроме того, это еще одна возможность для ребенка максимально адаптироваться к взрослой жизни, ведь физически крепкий человек устойчивее в разных житейских ситуациях.
Перед всеми спортивными командами школы-интерната задача стоит одна: участвовать в соревнованиях на достойном уровне. Главные их результаты – общение с другими людьми (вне интерната), возможность увидеть мир, получить новые впечатления.
Юные спортсмены из Рыбновской школы-интерната, побеждая на всероссийских соревнованиях, уже смогли побывать на состязаниях в Польше, Испании, Италии, США, Турции, Египте, Швейцарии. Организуют эти соревнования, как правило, благотворительные фонды. Для интерната участие в них бесплатное, а выезд на соревнования за рубеж – еще и своего рода награда. Детей в таких поездках всегда сопровождает воспитатель (педагог). «Мы стараемся, если возможно, каждый раз отправлять нового педагога», – замечает Валерий Николаевич. А я понимаю, что такая практика поощрения педагогов – случай нечастый, а потому особенно ценный.
– Сегодня в Москве, в одном из книжных издательств, проходит ярмарка, где продаются изделия наших воспитанников, – неожиданно резко меняя тему, сообщает мне собеседник. И сразу же продолжает: – Организует ярмарку Благотворительный фонд Центрального федерального округа, а покупатели на ней в этот раз – сотрудники издательства.
Выставляются на такие ярмарки разделочные доски и лавочки, прихватки, плетеные деревья и вязаные шарфы и многое другое – все, что сделали дети из школы-интерната. Это тоже практика традиционная и очень школе нужная. На часть вырученных средств фонд по заявке школы приобретает необходимые ей товары; часть выручки перечисляет детям на сберегательные книжки в соответствии с коэффициентом трудового участия (есть, оказывается, и такой в школьной жизни).
– И мне, и школе повезло с тем, что работает у нас учителем технологии настоящий энтузиаст – Валерий Сергеевич Устинов. Он обучает мальчишек резьбе по дереву. Не заставляет, а каждому дает возможность попробовать.
Педагог кропотливо и много работает с теми, у кого есть склонность к этим занятиям, а остальные освоят обязательный минимум учебной программы. Резьба по дереву, рукоделие – реальная возможность заработать для всех желающих.
– Дать удочку важнее, чем готовую рыбу, – вспомнил притчу Валерий Николаевич. – В школе мы стараемся сделать так, чтобы каждый ребенок получил максимум навыков в самых разных областях. Эти умения пригодятся ему потом во взрослой жизни. Для чего развиваем опять же по максимуму способности каждого ребенка в учебе, спорте, творчестве. Вот, пожалуй, самый главный смысл нашей общей работы.
О роли личности в истории
Учитель истории по образованию, Валерий Николаевич ведет этот предмет в 9-11-х классах и самым интересным считает период новейшей истории государства Российского:
– Потому что мы его современники, и в определенном смысле участвуем в создании этой истории.
Меня совсем не удивило, что среди самых значимых исторических личностей Протасов назвал Петра Первого, князя Владимира (Крестителя Руси) и Александра Второго. Все они – реформаторы, преобразователи, «делатели».
– А что сегодня каждый из нас здесь и сейчас может совершить? – задаю я непростой, как мне кажется, вопрос Протасову-историку.
– Сделать жизнь и пространство вокруг себя немного лучше, насколько это возможно, – уверен мой собеседник. Он вернул наш разговор в «школьное» русло, продолжив:
– Один ты в школе ничего не сможешь ни исправить, ни улучшить. Только вместе можно добиться нужных целей. Мне с коллективом работать приятно, скажу прямо. У нас есть главное – общие подходы к работе, мы – единомышленники, и хочется работать вместе.
Для директора-хозяйственника сделать лучше – значит успешно решать материальные проблемы школы-интерната. И такой опыт тоже есть. Так, в школе-интернате теперь новые системы канализации и отопления, новая котельная, новые пожарные гидранты и новая же электропроводка. Кроме государственных, на эти цели тратятся и немалые деньги спонсоров.
Выпускников школы-интерната, поступивших в вузы, адресно поддерживают бизнесмены.
– Многие люди готовы нам помогать и помогают уже давно, – говорит директор. – Для нас эта поддержка очень важна. Мы развиваемся вместе со своими друзьями.
Добавлю, что уметь находить друзей – особый талант Валерия Протасова.
На празднике в честь дня рождения школы-интерната представители Администрации Президента РФ передали подарок: из резервного фонда главы государства на капитальный ремонт здания школы-интерната и благоустройство территории выделено немногим менее девяти миллионов рублей. Так что обновление школьного и пришкольного пространства обязательно продолжится.
– Сказать, что я всем доволен, не могу,– признается директор. – Всегда есть неудовлетворенность достигнутым. Это нормально, потому что без некоторого недовольства собой и периодически возникающих сомнений не бывает движения вперед. Задача – не останавливаться в пути.
Вместо послесловия
Родители Валерия Николаевича Протасова – педагоги, сегодня они на заслуженном отдыхе. Его жена тоже педагог, она – учитель начальных классов в школе села Высокое. Узнав об этом, не могла не спросить Валерия Николаевича:
– Домашние педсоветы часто проводите?
На что он ответил сразу:
– Без этого не бывает домашних собраний. Исключение – пять дней в августе. Едем всей семьей к морю на машине, купаемся. Рабочие телефоны на это время отключены. Включаем их только на обратном пути, когда подъезжаем к дому. И начинается…
– Заботы-хлопоты-проблемы?
– Работа и школа. Жизнь, одним словом.