00:16 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
3076

Без чинопочитания

Наши претензии к чиновникам безграничны и разнообразны. Причем не столько к министрам и другим высокопоставленным госслужащим, сколько к тем рядовым клеркам, с которыми мы сталкиваемся в офисах, конторах и кабинетах. А сталкиваемся мы прежде всего с равнодушием, некомпетентностью и нежеланием принимать хоть какие-нибудь решения. Все время кажется, что население государственным и муниципальным служащим мешает спокойно жить – ходит, просит каких-то бумажек, очереди создает. Мы с этим обстоятельством даже свыклись уже как с неизбежностью.

Оказывается, что уровень профессиональной компетентности государственных служащих не удовлетворяет и Президента. На этой неделе Дмитрий Медведев в Сколкове встретился с участниками «Открытого правительства» и заявил, что необходимо создать новую систему отбора кадров для госслужбы. Надо сказать, что этим в нашем государстве уже несколько лет целенаправленно занимаются: например, создали кадровые резервы Президента и партии «Единая Россия». Но система не работает до такой степени, что глава государства испытывает трудности при назначении на высокие топовые должности. Людей необходимого уровня компетенции не хватает.

О проблемах, возникших при формировании кадрового резерва, уже неоднократно говорила в разных аудиториях (в том числе и в Рязани) директор Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская. Помнится, выступая пару лет назад на заседании одного из круглых столов в нашем городе, она даже предлагала не оглашать состав кадрового резерва публично. Ведь человек, попавший в этот список, сначала испытывает гордость, потом – недоумение, потому что его никуда не зовут и не направляют. Ротация управленческих кадров в современной России чрезвычайно затруднена. Люди не хотят уходить с государственной службы, за которую получают, прямо скажем, смешную официальную зарплату. Почему? А потому что кроме заплаты имеется масса бонусов, о которых широкие массы трудящихся только догадываются, когда оценивают уровень жизни чиновников.

На заседании в Сколкове предлагалось монетизировать льготы государственных служащих, сделать их доходы прозрачными и, что существенно, повысить до рыночного уровня. Еще более революционным выглядит предложение нанимать на госслужбу по открытому конкурсу и давать публичную оценку работы чиновника со стороны населения. Способы оценки могут быть разными: путем опросов общественного мнения и через Интернет.

Не будем обзаводиться иллюзиями: идеальной системы работы с кадрами госслужащих не существует. Даже знаменитая петровская Табель о рангах, в которой было все расписано и предсказуемо, в том числе и ротация кадров, регулярно давала сбои и способствовала формированию знаменитой российской корпорации чиновников, которая воссоздает сама себя с завидной регулярностью. Сейчас любят вспоминать, как успешно работали с кадровым резервом в советские времена: каждый руководитель знал, кто стоит в резерве на него, комсомол и партийные структуры способствовали функционированию социальных лифтов. Но система эта была абсолютно закрытой, не публичной. И в конце концов, советское чиновничество тоже приобрело клановый характер. Династии аппаратчиков формировались столь же успешно, как теперь куются артистические и капиталистические семейные династии.

Проблема, на мой взгляд, и в том, что сейчас управленческая функция стала профессией. Создаются факультеты по подготовке управленческих кадров в университетах, академии госслужбы, осуществляется профессиональная подготовка муниципальных служащих. Получив диплом управленца, эти молодые люди уверены, что они умеют управлять, претендуют на руководящие должности, но… мало что умеют практически. Амбиции безмерны, а компетенция – ниже плинтуса. Как преодолеть это противоречие при сложившейся системе подготовки и отбора управленческих кадров? Ответы на этот вопрос только предстоит найти. Инвентаризация проблем кадрового резерва госслужащих только начинается. Речь идет о довольно многочисленной прослойке наших сограждан – только на государственной службе трудятся сегодня не покладая рук 1650 тысяч россиян. А сколько управленцев в муниципалитетах? Несть им числа.

Пока основным мотивом на государственной службе останется денежный, ситуацию вряд ли удастся изменить к лучшему, сколько ни ужесточай условия. Устойчивая социальная репутация чиновничества в нашем обществе невысока. И это главное. А репутация только теряется в одночасье, а наживается десятилетиями.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 46 (4097) от 16 марта 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
По максимуму
И каждый день – как маленькая жизнь
Людмила Трухина
Родня и родина
Единство этих понятий мы обнаруживаем в родословии
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: