Романтический флер мартовских дней не оставил безучастными в нашем городе и любителей классической музыки. Изящный и весьма необычный реверанс в сторону прекрасных дам сделала Рязанская областная филармония, преподнеся 9 марта сразу два подарка; программу Рязанского губернаторского симфонического оркестра «Легенда о любви» и персональную фотовыставку Андрея Павлушина «Ваше величество Женщина».
Если понимать под легендой нечто невероятное и чудесное, то произведения, прозвучавшие в тот вечер, имеют полное право так называться. Дирижер Рязанского симфонического оркестра Сергей Оселков представил интересную, красивую и довольно редкую программу, где каждое произведение открывало новую грань в таком емком и бездонном слове «любовь».
Тревожная и обреченная, радостная и светлая, взволнованная и порывистая… Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Петра Ильича Чайковского, которой открылся концерт, на языке музыки рассказала главную легенду любви. Ее яростное и жизнеутверждающее начало было продолжено кантатой «Эрминия» Гектора Берлиоза. Это редко исполняемое произведение впервые прозвучало в нашем городе. Солисткой выступила уже знакомая рязанскому зрителю Ольга Калугина, лауреат международных конкурсов, обладательница выразительного сопрано.
Вторым отделением концерта безраздельно правил король аргентинского танго Астор Пьяццолла. Причем, пожалуй, впервые рязанские меломаны смогли услышать произведения Пьяццоллы в аутентичном варианте. Как известно, композитор прекрасно владел игрой на бандонеоне, и многие свои произведения писал именно для него. Бандонеон – музыкальный инструмент (разновидность гармоники) немецкого происхождения, но с аргентинской судьбой. Названный в честь своего изобретателя, немецкого музыканта Генриха Банда, в конце XIX века он был завезён эмигрантами в Аргентину, где вошёл в состав танго-оркестров и обрел небывалую популярность.
9 марта рязанские зрители могли увидеть, как выглядит этот, так мало известный в России, инструмент, и услышать его неподражаемый пронзительный голос. В исполнении симфонического оркестра и бандонеониста Александра Митенева, лауреата международных конкурсов, прозвучали два концерта для бандонеона с оркестром: «Aconcagua» и «Concierto de Nacar» («Перламутровый концерт»).
Представляя свой загадочный инструмент публике, Александр Митенев процитировал гениальный вульгаризм от Астора Пьяццоллы: «Бандонеон был изобретён в Германии, чтобы аккомпанировать церковной службе, но очень быстро нашёл себя в публичных домах Буэнос-Айреса». Действительно, бандонеону выпала судьба не вполне «светского» музыкального инструмента, но сегодня он – украшение концертных программ, причем многие произведения обретают в его звуках второе рождение. В репертуаре того же Александра Митенева – сочинения русских композиторов: Глинки, Рахманинова, Чайковского, музыка которых особенно душевно звучит на бандонеоне.
…Ну а танго аргентинское бандонеон действительно превращает в музыку любви и страсти! Его звук настолько завораживал, что последнее танго, прозвучавшее в полутемном зале с приглушенным светом, погрузило зрительный зал в мечтательную тишину... И только легкий стук дирижерской палочки о пульт смог вернуть публику из аргентинского рая, чтобы наградить музыкантов аплодисментами.
Музыкальная «Легенда о любви» нашла свое продолжение и вне сцены. В фойе филармонии публику ждала персональная фотовыставка известного рязанского фотографа Андрея Павлушина. «Ваше величество Женщина» – так назвал свое фотопосвящение автор, представив 33 ранее не выставлявшихся снимка. Женщины разных поколений: широко распахнутые детские глаза и легкая сеточка морщин, разбегающаяся от лукаво прищуренных глаз бабушки... Женщины разных профессий: грациозный взмах тонких рук над клавишами рояля и ровная линия голубого полицейского кителя... Женщины разных настроений: мечтательные, задумчивые, погруженные в себя, игривые, кокетливые… В студийных портретах и в репортажной съемке фотограф остается верен принципу истинной фотографии, создавая многоликий образ Прекрасной Дамы.
Вера Новикова