05:22 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
3723

Продолжение следует

Николо-Бавыкинский монастырь делает шаги к возрождению. Но ему нужна наша помощь

Удивительными качествами наделены Создателем в природе родники воды. Они сами по себе невелики, но питают реки и моря. Они малоизвестны, но их чистая вода привлекает множество людей. Они часто незаметны в жизни, но о них слагают песни и сказания. Наконец, земля обрушивается над ними, но они все равно пробиваются наружу, неся миру источник жизни.

Николо-Бавыкинский монастырь. История этой монашеской обители на Бавыкинской горе связана на века с родником. Всегда рассказ о возникновении монастыря будет начат удивительным повествованием об иконе, явленной в давние времена на роднике близ села Большие Можары. Порой сам монастырь напоминает родник... Посмотрите сами.

«Давно в тумане предо мной, блестящей точкою горя,
Тo над леском, то над горой светился крест монастыря.
И вдруг – обрыв! И вот – река в тени высоких берегов
Бежит, подернута слегка отливом красных облаков.
И на откосе меловом открылась старая стена
С безглавой башней, как огнем, закатом дня озарена...»

А.Майков

Около четырехсот лет назад на склоне горы в лесу местными жителями был найден образ святителя Николая Чудотворца. Нашли икону на роднике в День Святого Духа. Там же стали происходить первые чудеса. Вскоре весть о поразительной находке обошла окрест-
ные села, и люди в великом множестве стали приходить к источнику молиться Божьему Угоднику Николаю. Далее глубина веков скрывает от нас это место, но все же память народа хранит тропинку к чудесному роднику. Как и тогда, нет более красивого места и сегодня в Сараевском районе, чем Бавыкинская гора близ сел Сысои и Большие Можары. Величественный лес покрывает всю песчаную гору, а у её подножья течет тихая река Пара, огибая зеркальные пруды. Цветущие луга вместе со скромной речкой, кажется, соперничают в своей красоте с могучими соснами и застенчивыми березами. В 1879 году крестьянка из села Белоречье Елена Сазонова решается поселиться в этом месте с намерением образовать женскую монашескую общину. Для этого она покупает у местного владельца А.Ф. Ханыкова землю, строит двухэтажный корпус для сестер и домовую церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Но, не имея возможности оплатить все деньги по договору в срок, община вскоре закрывается. Об этой беде узнает благочестивый купец Алексей Шульгин и, уповая на заступничество Николая Чудотворца, берет на себя все договорные обязанности. Вскоре решением

«Все церкви в землю повросли, кругом забиты двери их…

Зато, что кудри, до земли висели ветви ив густых...
А дом, где кельи, – как скелет, за бледной зеленью стоит,
И в острых окнах стекол нет, и грустно мрак из них глядит...
Смотреть не много... Что ж из них, из этих камней говорит
Моей душе? И шаг мой тих, и сердце так в груди стучит?
Святыню вывезли... Но нет, не всю!.. Нет, чувствую, живут
Мольбы и слезы, столько лет от сердца лившиеся тут!
Я живо вижу, как сюда пришел спасаться муж святой

В те времена еще, когда кругом шумел здесь бop густой...»

А.Майков

Священного Синода утверждается новая Николо-Бавыкинская женская община. Здесь начинается иная жизнь, проникнутая монашеским духом. Первые сестры жили очень просто, имея общее жилье и питание. Вместе трудились на послушаниях, вместе молились в теплой Тихвинской церкви. Множество паломников приходило на Бавыкинскую гору для молитвы перед чудотворной иконой Святителя Николая. Теперь икона находилась в монастырском храме. Вскоре община преобразуется в монастырь. При поддержке Шульгина и других жертвователей обитель приобретала вид замечательного архитектурного ансамбля. В центре стоял большой трехпрестольный собор в честь Николая Чудотворца, по обе его стороны были расположены каменные корпуса с кельями и трапезным храмом, а монастырскую стену венчала колокольня с часами. К началу Октябрьской революции около двухсот человек молилось и трудилось в стенах Николо-Бавыкинского монастыря. Богоборческая власть не оставила без поругания и это святое место. Аресты, ссылки, притеснения были знаком внимания новой власти. Здания и постройки экспроприировались. Это была отчаянная попытка предать забвению все святое. Но успели скрыть главную святыню – икону святителя Николая. Смогли сохранить и передать потомкам чистую веру и добрую память… А же что сейчас?

Продолжение следует.

Игумен Николо-Бавыкинского мужского монастыря
Сараевского района Рязанской области
Павел (Удовенко)

От редакции. Игумен Павел не случайно закончил свой рассказ о Николо-Бавыкинском монастыре словами «Продолжение следует». Оно обязательно должно последовать, если мы не чувствуем себя чужестранцами на родной земле. Николо-Бавыкинский монастырь, основанный в конце XIX века, – один из самых «молодых», оставшихся нам после ХХ века, оказавшегося роковым для сотен российских храмов и обителей. Увы, долгие десятилетия безбожия привели его в запустение. И лишь пять лет назад он открыт снова, как мужской монастырь. К счастью, сохранились главная его святыни – чудотворная икона Святителя Николая и святой источник. Сегодня монастырь ждет людей, готовых помочь ему возродиться. Игумен Павел, прибывший к нам на Рязанщину из Краснодарского края, пока совершает богослужения в небольшом домовом храме, что устроен в жилом доме, трудится над созданием монастырского подворья в соседнем селе Сысои. И верит, что с Божьей и людской помощью Николо-Бавыкинский монастырь станет духовным центром и украшением древней сараевской земли, что земляки помогут возродить веру и передать добрую память потомкам.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 47 (4098) от 17 марта 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Быть, а не бороться
«Подкидыш» – один из моих любимых фильмов. В нем мне нравится и Раневская, и «Муля, не нервируй меня», и вид в кадре на ул.Горького (ныне Тверская) в Москве. Эта Тверская напоминает ...
Димитрий Соколов
17 марта - День памяти преподобного Герасима Иорданского.
День памяти благоверного князя Даниила Московского, сына Александра Невского.
Читайте в этом номере: