08:19 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
3292

Культурная идентичность нации

Это большое заблуждение, что роль личности в век информационных технологий уменьшается

Завтра – Всероссийский день работника культуры.

Какие процессы происходят в этой сфере в России и в нашей области? Что необходимо сделать, чтобы наша культурная жизнь стала лучше? Об этом мы беседуем с доктором философских наук, профессором кафедры культурологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина Александром
Соловьевым.

Р.В. – Александр Васильевич, какова, на ваш взгляд, роль работника культуры в современном обществе? Что сейчас представляет собой культурное пространство нашей области?

А.С. – Культурологи активно используют термин «культурная идентичность». Роль работников культуры заключается в том, чтобы каким-то образом концентрировать, сохранять культурную идентичность нации. И они эту миссию выполняют очень хорошо. Роль культуры в современном обществе чрезвычайно высока, несмотря на засилье массовой культуры. Работа театров, музеев, библиотек сегодня служит, метафорически выражаясь, цементом, скрепляющим остальные сферы жизни нашего общества. Именно это делает всех нас, независимо от того, в какой области мы работаем, представителями одной общей культуры.

Культурное пространство области достаточно разнообразное, динамичное. К слову, все мероприятия Года российской истории – это фактически культурные события. Надо отметить, что мы стали больше интегрироваться и в мировую культуру.

Р.В. – Насколько велика роль личности при развитии информационных технологий? Ведь библиотекарь подменяется Интернетом?

А.С. – Роль личности не становится меньше, но есть иллюзия, что она уменьшается. Позитивным в новых технологиях является то, что нам проще реализовать какие-то вещи. Минус в том, что в информационном потоке тяжело отделить зерна от плевел.

Библиотекарь не подменяется Интернетом, просто мы еще не адаптировались к новой среде. Сейчас он становится не человеком, выдающим книги, а скорее сотрудником читателя. В Рязани будет открываться первый в России филиал Президентской библиотеки, фактически цифровой. Потребуется новый тип библиотекаря, который прекрасно разбирается в цифровых технологиях и поможет читателю в них ориентироваться.

Р.В. – Власти видят свою задачу в том, чтобы обеспечить равный доступ к культурному продукту и в областном центре, и на селе. Это возможно?

А.С. – Граждане одной страны обладают одинаковыми правами вне зависимости от места проживания. Ясно, что трудно обеспечить людям, живущим на селе, такую плотность культурного поля, какая есть в Москве и в Санкт-Петербурге. Информационные технологии могут частично решить эту проблему. И я поддерживаю власть в ее усилиях по обеспечению равного доступа к культурному продукту. Академик Дмитрий Лихачев в своих статьях писал, что культуру нужно сохранять не только там, где есть хорошие возможности для этого, финансовые ресурсы. Нужно поддерживать народную культуру – а она сконцентрирована на селе. Надо стараться каким-то способом перераспределить ресурсы, чтобы обязательно была возможность приобщаться к культуре. За последние десятилетия закрылось много сельских клубов. Их надо строить, восстанавливать.

Р.В. – Но часто услуги сферы культуры доступны, но не востребованы. Социальные процессы привели к тому, что во многих семьях нет потребности в культурном досуге. Как это исправить?

А.С. – В любом обществе всегда существует определенный процент людей, которым не интересны никакие выставки и спектакли. В советское время, да и сейчас, детей водят на концерты, в театр целыми классами, не спрашивая, хотят они или нет. Часть школьников, смотря спектакль, ничего не понимает, не хочет и никогда не будет понимать. Чтобы ситуация как-то изменилась, мало того, чтобы власть создавала необходимые условия, было больше клубов, музеев. Всему обществу необходимо осознать, что культурный досуг – необходимая часть жизни, и продвигать эту мысль.

Р.В. – Из нашей области много молодых талантов, в том числе потенциальных работников культурной сферы, уехало в столицу, в Петербург, за рубеж. Как привлечь специалистов в отрасль?

А.С. – Не знаю. Беда Рязани в том, что она находится слишком близко от Москвы. Люди уезжают по двум причинам: первая – финансовая, вторая – большая возможность самореализации. Зарплата важна, но, если предоставить творческим людям шанс выразить себя, они останутся здесь, имея меньшие деньги, чем могли бы получать в Москве. Сфера культуры специфическая: многие больше думают о самореализации, чем о финансовой стороне.

Р.В. – Насколько в последние годы вырос интерес к народной культуре?

А.С. – По моим ощущениям, он возрастает. В частности, возникают коллективы народного танца, большой интерес вызывает национальный костюм. Но появилась негативная тенденция. В связи с ростом интереса к народной культуре возникают ее стилизация и коммерциализация. Как относиться к «Бурановским бабушкам», которые выступят на Евровидении? С одной стороны, я отношусь хорошо. У них осталась та аутентичность, которая свойственна народной культуре. Но, с другой стороны, вокруг начался невероятный пиар, заставляющий многие коллективы развиваться по законам коммерции. Рынок начинает «поедать» многие вещи в народной культуре.

Р.В. – И на селе, и в городе много мигрантов, которые не знают российской, местной культуры. Что нужно сделать, чтобы наши духовные, традиционные ценности стали им интересны?

А.С. – В 90-х годах я жил в Америке, в Техасе, там тоже существует такая проблема. Мексиканцы, переезжая жить в США, не знают языка, традиций. Во-первых, культурная адаптация всегда идет через язык. Американские власти тратят огромные деньги на то, чтобы обучать мигрантов английскому. И в эти курсы, которые постоянно популяризируются, интегрированы элементы, связанные с культурой, этикетом.

Во-вторых, и мы, коренные жители, должны пытаться принять участие в адаптации мигрантов. Одна из главных проблем взаимодействия людей разных национальностей – незнание иной культуры. Полезно посещать культурные мероприятия национальных общин. Но у нас их проводят, в основном, давно существующие объединения. Что делать с новой волной мигрантов? Возможно, проводить культурные мероприятия совместно с миграционной службой.

Р.В. – Могут ли ужиться традиции с поисками новых путей в искусстве и литературе?

А.С. – Хорошо, что нам удается сохранять большое количество традиций. Но не надо бояться инноваций. Инновация – это не уничтожение прошлого. Можно сохранить ядро традиции и представить его иным способом.

Что такое искусство? Это способ передачи духовного через какой-то определенный носитель. Для меня как для культуролога не является принципиально важным, каким способом мне доставили ценность или идею. Скульптура ли это, реалистическая живопись, видео или перформанс. Культурное пространство должно быть живым, действующим. Увы, в современном искусстве многие не видят никакой идеи, только эпатаж. «Шелуха» есть в любом явлении, но все-таки есть и подлинное, настоящее, выраженное в экспериментальной форме. Время все расставит по своим местам.

Беседовала

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 52 (4103) от 24 марта 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Расширяя политическое пространство
Процедура создания политических партий будет упрощена
Детям нужна наша защита
На очередном заседании Общественного совета при следственном управлении Следственного комитета РФ по Рязанской области был рассмотрен вопрос о мерах по укреплению взаимодействия следственного ...
Читайте в этом номере: