Похоже, вскоре совсем не актуальным станет знаменитое утверждение Виктора Степановича Черномырдина о том, что у нас какую партию не создавай, все КПСС получается. Получится, скорее всего, много чего интересного. Вопрос в другом: насколько востребованными эти партии станут и с чем выйдут к людям. Те, кто знаком с недавней историей партстроительства на заре постсоветского периода, наверняка, припомнят, как бурлила политическая жизнь в России в начале 90-х, и каких только эпатажных и экзотических партий, блоков и союзов тогда не появилось. И ведь на всех хватало лидеров! Пусть и были многие из них калифами на час, но ведь на большее те «революционеры» – любители пива, кваса, трибун и не рассчитывали: лишь бы одну предвыборную кампанию простоять-продержаться.
Конечно, нельзя утверждать, что нынешняя партийная палитра представляет всю полноту политических взглядов и пристрастий российского общества. В ней явно недостает правого спектра, в ней не хватает социал-демократического центра в его традиционном понимании. Наши политики пока еще плохо владеют умением создавать конструктивные политические блоки, что в общем-то совершенно объяснимо: «пазлы» их программ, идеологий и имиджей – из разных, несовмещаемых наборов. Да и старожилам на политическом Олимпе не помешало бы обновление и лозунгов, и лидеров. Хочется верить, что и для вновь создаваемых партий, и для тех, что уже есть, но до сего дня не получили «вотума доверия» в выборных кампаниях, изменения в законодательстве станут полезными и важными. Но есть и опасения, что либерализация в создании и деятельности политических партий даст не только добрые всходы. Откуда они? Из прошлого (читай выше) и из настоящего. Уже в первый день после принятия Госдумой закона на лентах информагентств появилось сообщение о том, как представители пока еще незарегистрированной партии любви, в числе основателей которых экс-мэр Архангельска (любви к чему и кому – не сообщалось) разделись и устроили в фонтане, что в центре ГУМа, купание. Таким способом они, якобы, решили поддержать журналистов, вынужденных становиться продажными. Так как они недолго пробыли нагишом в фонтане и были оттуда изгнаны, подробности не уточняются. Скажете – несерьезно? Да, конечно же, несерьезно. И, конечно, никто не возьмется утверждать, что завтра эта самопровозглашенная «партия» может встать в политстрой. Ну а можно ли однозначно опровергнуть то, что она (или ей подобные) не найдут своего места под солнцем, помня о том политическом разливе, какой мы уже пережили в 90-е?
Впрочем, не будем предполагать – теорию закона лучше всего проверять практикой. И на ее основе делать выводы. Тем более, что ждать придется недолго: не за горами новые выборы – региональных парламентов, губернаторов, органов местного самоуправления, которые уже пойдут по новым правилам. Госдуме предстоит принять еще ряд законодательных актов в развитие реформирования политической системы, о чем говорили и Президент Дмитрий Медведев, и избранный президентом премьер Владимир Путин. Ну а нам – выбирать. Выбирать из тех партий и кандидатов, которым будет что сказать, что предъявить из своего политического багажа избирателю.