О злополучной «двойке» могут узнать и родители одноклассников. Что очень огорчает одну мою знакомую девочку. Правда, у нее «двоек» нет, случаются иногда «трояки», но она все равно не хотела бы, чтобы об этом знала мама одноклассника–отличника, который ей очень нравится. Тут в педагогическое нововведение вторгаются дела сердечные, видите ли…
Поэтому моя знакомая никак не отозвалась на такого рода утешение: мама одноклассника – это что! Скоро каждая выставленная ученику отметка будет в тот же момент доходить до самого … Министерства образования России! Дело в том, что скоро все российские школы объединит единая информационная сеть. В электронную систему (на ее разработку решено направить 36 миллионов рублей, а пробно заработать она должна будет уже в следующем году) станут вводиться данные не только о том, как справляется с учебой тот или иной ученик, но и чем он занимается в свободное время, в каких кружках и секциях. И таким образом «сверху» будет видно абсолютно все. И оттуда же станут корректировать имеющиеся недочеты. Путем совершенствования учебных методик, образовательных программ и так далее.
Этой системой могут воспользоваться и вузы при наборе студентов. Сейчас молодежь принимают только по результатам ЕГЭ, и потому ощущается недостаток информации о том, как учился абитуриент все школьные годы, чем увлекался. Теперь может быть так, что человек предстанет как на ладошке. Вот какая ожидается красота!
А с другой стороны: красота ли? Мне, например, чудится в этой предполагаемой сплошной компьютеризации как бы отчуждение ученика от учителя. Если вечную проблему педагога, как лучше научить ребенка, будут решать, главным образом, специалисты наверху, то школе и самому учителю вроде бы и стараться нечего. Зачем ему придумывать свои приемы и методику? Для чего иметь свою «изюминку», и вообще – быть личностью? Может, за учительский стол сразу робота посадить?
Свят-свят-свят! Такое, конечно, возможно, но в отдаленном будущем. Поэтому если уж и говорить о каких-то сомнениях, то таковых, которые вероятны сегодня.
Прежде всего боюсь за сбои всяких автоматических систем. Научена горьким опытом. Несколько лет я плачу налог за оставленный мне в наследство родительский огород, и ни разу, ни в одному году не было, чтобы все получалось так, как должно. Компьютер неизменно выдает такой налоговый документ, что потом ходи и разбирайся.
Вот и здесь. Электронная система нацелена на то, чтобы освободить учителя от бумажной отчетности, вся она должна перейти в виртуальную среду, а это может быть чревато. Скажем, абитуриент захочет похвастаться своей насыщенной общественной жизнью в школе, а компьютер ему такое выдаст!.. Это техническая сторона дела.
Есть организационная. Не получится ли так, что программный комплекс, созданный для всяческой помощи учителю, станет (как это у нас часто бывает) лишь его контролировать? И, соответственно, – наказывать? Рублем?
Так что, действительно, есть ли необходимость каждую «двойку» до Минобраза доводить? Не лучше ли деньги (как предлагают некоторые специалисты), предусмотренные на единый «электронный дневник», отдать инициативным школам?