Всероссийский (а по факту международный) фестиваль спектаклей для подростков проходит в нашем городе каждые два года на базе Театра для детей и молодежи на Соборной.
Вечером после церемонии открытия хозяева показывали свой спектакль «У ковчега в 8», где речь идет о Ноевом ковчеге. Фестиваль – тоже своего рода Ноев ковчег, на который берут только самых лучших, тех, кто определяет развитие театра для подростков. Решать, куда плыть, будут вместе и зрители, и актеры, и режиссеры, и драматурги, и критики.
Открыл фестиваль 3 апреля спектакль Гомельского городского молодежного театра «Дорогая Елена Сергеевна» в постанове Геннадия Мушперта. Эта пьеса Людмилы Разумовской в свое время была скандальной. В конце 80-х ее экранизировал Эльдар Рязанов (главную роль играла Марина Неелова).
Выпускники приходят к учительнице на день рождения, поздравляют ее, но цель визита иная – взять ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы. Если они не поправят ошибки – то «прощай институт». От просьб ученики переходят к самым жестоким методам давления на учительницу, которая сдается, только когда ребята могут перейти последнюю черту.
Белорусы сыграли «Елену Сергеевну» как «непридуманную историю с элементами триллера». Напряжение было так велико, что все диалоги героев о справедливости, чести, о высоких материях, которые, казалось бы, могли с долей иронии восприниматься сегодняшней публикой, подростки в зале слушали очень внимательно. На спектакле была тишина, зрители сопереживали героям и наградили актеров бурными аплодисментами в финале.
Своими впечатлениями поделился член зрительского жюри Сережа Журавлев: «Первый спектакль фестиваля, на мой взгляд, достаточно удачный, так как он затрагивает очень много проблем современного общества. Непонимание учителей и учеников. Я бы на месте учительницы поступал так же, потому что ребята вели себя безнравственно».
точка зрения
Юрий Вутто,
директор – художественный руководитель Гомельского городского молодежного театра:
– Я сам не впервые на фестивале, но первый раз с этим коллективом. Основан молодежный театр был в 1992 году на средства мецената (один из первых частных театров), а в 1999 году стал государственным. Труппа на 80 процентов состоит из молодежи. Акцент в репертуарной политике – тоже на молодежь. Но приходит зритель от семи до семидесяти: мы играем и сказки, и серьезные трагедии, и необходимые для зарабатывания денег комедии. Мы тесно общаемся с Театром на Соборной, проводим обменные гастроли. Пьесе «Дорогая Елена Сергеевна» более тридцати лет. Нам важен диалог поколений. Мы никогда не воспитываем, мы просто ставим вопросы. Актуальна ли она сейчас? Да, мы проверяли, у нас в Белоруссии, к несчастью, эти проблемы остались.
Константин Кучикин,
художественный руководитель Хабаровского ТЮЗа:
– Мы первый раз на фестивале в Рязани. У нас страсть к путешествиям. Новые города, знакомства. Это фестиваль спектаклей для подростков, и нам важно, интересно понять, как развиваются тенденции в этом направлении: что нравится ребятам, что не нравится. Есть фестивали детские, есть для совсем маленьких, а этот фестиваль именно подростковый. Мы сами не ставим специально для подростков, постановки рассчитаны на разный возраст. И спектакли для взрослых ребята смотрят. И «Гедду Габлер» Ибсена, и «С любимыми не расставайтесь» Володина.