Недавно в Рязани проходил первый отборочный этап XVI Межрегионального фестиваля детского литературно-художественного творчества «Начало». В нем принимали участие юные поэты, прозаики, журналисты, исследователи, чтецы, барды, книголюбы, иллюстраторы.
«Жизнь дана на добрые дела» – таков девиз фестиваля в этом году. Ребята представили на конкурс около 900 творческих работ. И почти в каждой из них звучит мысль о том, что любовь, доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Мне довелось работать в жюри секции поэзии. Поделюсь своим впечатлением от произведений юных авторов.
Осознание окружающего мира как многомерной системы, в которой есть дружба и предательство, любовь и ненависть, происходит через творчество. Юные авторы в своих произведениях затрагивают взрослые проблемы и пытаются их решить по-своему. Как правило, от творчества молодых людей ждешь позитива, яркой солнечной энергии, бьющей ключом. Но, как ни странно, в большинстве стихов участников фестиваля мало жизнерадостного настроя, частенько звучат ноты упадничества, жалобы на окружающий мир. Юные авторы раскрывают слишком узкий спектр тем, который сводится к первой влюбленности, размышлениям о жизни и смерти.
В творчестве молодых авторов можно выделить две тенденции: выполнение школьного задания на конкретную тему и подражание интернет-поэзии. Современные стихи, опубликованные в сетях, зачастую не имеют никакого отношения к поэзии, к тем вершинам, которых достигла русская литература со времен Пушкина. Это и реализм изображения, и глубокое проникновение в суть предметов, умение создавать гармоничные по композиции произведения. Непонимание того, для чего пишутся стихи, незнание традиций русской классической поэзии приводит к тому, что молодые люди в виде рифмованных строк выражают свои впечатления о прочитанных где-то историях, пережитых кем-то чувствах. В результате они не создают новых картин и не вносят в творчество живую струю окружающего их мира.
Многие не владеют ремеслом поэзии, не знают о ее ритмическом своеобразии. Все это отмечали и другие члены жюри, среди которых – члены Союза писателей России Нурислан Ибрагимов, Дмитрий Плоткин, Евгений Артамонов. Подобные проблемы возникают из-за незнания школьниками творчества признанных классиков и современных авторов. Для того, чтобы молодые люди могли постичь азы стихосложения, крепко встать на литературный путь, им необходимы опытные наставники. В нашем городе действуют литературные объединения, где всегда ждут ребят с их пробами пера.
Сегодня мы представляем вашему вниманию лучшие работы участников фестиваля. Некоторые из этих ребят являются воспитанниками литературного объединения «Феникс». У них уже есть определенный уровень мастерства и небольшие успехи. Юные авторы благодаря природному литературному дару, вдохновению порой открывают в отдельных стихах поэтические жемчужины. «Пусть осторожно, но горит свеча…» – эта первая строка из стихотворения одной из участниц фестиваля как нельзя лучше отражает суть детской поэзии.
***
Это все ни к чему - остается лишь ветер
между строчками вновь недошитых стихов,
ведь прибоя набег будет нам
незаметен
через толщу давно отшумевших веков.
Но под поступью Хана и гневом Орды
степь согнется и маки увянут.
И небо улыбаться заставят натягом узды,
как бездомная площадь потребует
хлеба...
Все смешалось.
Во тьме не найти мне Рязани,
лишь ветра вековые дубы натянули...
только душные стены слепыми глазами,
только ты – лишь свеча,
и тебя не задули.
Надежда Лукьянова, 11 класс
Рыжий ангел
Пораженный страхом осознанья
Безграничности пространства бытия,
Растворяюсь в утреннем блистанье
Рыжего небесного огня.
Возле рая, где-то в поднебесной,
Нам творят судьбу по мере сил.
В этом небе ангелам не тесно,
Хоть крылатых больше, чем светил.
Лет чрез двести обрету свободу
От усталой жизни череды.
Ослепленный синью небосвода,
Вознесусь и стану в их ряды.
Ирина Кирпикова, 10 класс
Босоножка
Как красиво за окошком,
Все укрыто серебром.
И гуляет наша кошка
Возле дома босиком.
Скучно бедной, одиноко,
Потому что нет кота.
Снег-снежище белобокий
Все укутал – скукота!
Инна Андреева, 6 класс
Ангел
Ангел светлый, неземной,
Молчаливый и родной,
Дарит нам свое добро.
Под его крылом тепло.
Никуда не улетит
И за все тебя простит.
Ангел есть, но просто тут
Мамами их все зовут.
Арина Титова, 6 класс
Господи!
Боли изведав меру
Малую лишь, молю:
Господи, дай мне веру
В тех, кого я люблю.
Веру, что не обманут,
Не предадут меня,
В жизни опорой станут,
Наши мечты храня.
Веру, что будут здравы
И проживут сто лет.
Люди любовью правы,
Правды сильнее нет.
В добрые силы веря,
Честных людей любя,
Господи, дай мне веру,
Крепкую веру в себя!
Ксения Мелякова, 11 класс
***
Серебром ли, золотом ярким
Отгорела роса на траве,
Солнце с нами играет в прятки,
Завернувшись в опавшей
листве.
Поседели от холода ели,
Белой шубой накрылись поля,
Птицы с грустью вдаль улетели,
Их согреют чужие края.
По сугробам, по белым завалинам,
По растрепанным веткам берез,
Через лес и печальные дали
К нам неслышно шагает мороз.
Ледяной и задумчивый город,
Как картина, застыл на стекле,
Неизвестный рисует художник
Нашу жизнь на бескрайнем холсте.
Олеся Анискина, 8 класс
МОЛИТВА
Господи, скажи мне,
Как не подвести,
В благодарном гимне
Душу отвести,
Не разочаровывать,
Не охладевать,
Зла творить не пробовать
И не предавать.
Непоколебимой быть
На своем пути,
Кротко верить и любить
И в конце – простить?..
Анастасия Логинова, 7 класс
Отвёртка
Открутить бы нам принципы разума,
Все шурупы, болты развернуть,
Чтобы всё, что ни сделано – сказано,
Направляло на правильный путь.
Подкрутить все винты непослушные,
Чистый лист всё сначала начнёт,
Исключить все запреты ненужные
И начать снова времени счёт.
Всё сначала, оставив лишь тяжести,
Малый груз, что тянул в никуда,
Настоящее с прошлым не вяжется,
Утекает сквозь пальцы вода.
Дарья Чиркова, 10 класс
Приходи…
Приходи ко мне поздним вечером,
Расскажи о своих невзгодах.
– Я приму тебя – делать нечего...
Дверь открою в любую погоду.
Я наш старый сервиз достану,
Где на чашках винтажные розы.
Как обычно, густому туману
Подарю мои теплые слезы.
Только ты не заметишь боли...
Нет ее... И уже не скрываю,
Что лишь вещи на антресоли
Год из года тобой дышали.
Анна Филатова, 8 класс
***
Равномерно заросшее поле
Рассекают тропинок нити.
День на запад украдкой уходит,
Да и солнце давно не в зените.
В тусклых серо-зеленых красках
Бесконечность и оригинальность.
Было б скучно и однообразно,
Если б яркой была реальность.
Мир обжитый, но не рукотворный,
Был построен на гране контраста:
Разноплановый, многополосный,
Состоящий из тысяч красок.
Небо мы проклинаем вполголоса,
Догадаться не можем, бедные,
Для чего эти черные полосы
Постоянно сменяются белыми.
Юрий Дмитриев, 8 класс
Без посвящений
Коль встречал ты рассвет сонным утром
у скал
Не вспугнет тебя ветра
суровый оскал.
Пусть молчаньем своим подавляют
холмы –
Я прошу, вспоминай, что лишь рыбы
немы,
Не молчи, если зло поцелуем
клеймит!
Даже если умрет в чьем-то взгляде
твой вид,
Даже если сгоришь в бессердечья
печи,
Я прошу,
не молчи,
не молчи,
не молчи!
Маргарита Дмитриева, 8 класс