Сегодня завершается 7-й Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности». Кажется, только что на церемонии открытия капитан корабля – руководитель Театра на Соборной Василий Грищенко дал команду всем кораблям-спектаклям двинуться в поход, а уже пора сворачивать паруса.
Чего только не происходило за эти дни: спектакли, капустники, концерты, читки пьес на драматургических лабораториях, встреча с критиками…
***
Пермский ТЮЗ привез в Рязань спектакль «Я буду Балдой» – лирическую комедию по мотивам рассказов Фазиля Искандера «Приключения Чика». История о подростке, который имеет свой характер и голос, не умеет молчать. Оттого он набивает себе шишки – но в конце концов выходит победителем.
Основной, сквозной, рассказ – о школьном театре. Может быть, именно поэтому режиссер Дмитрий Заболотских использует этюдный метод. Вначале мы видим речевую разминку артистов, затем они, переодеваясь, превращаются в героев. Различные эпизоды соединяют музыкальные, в том числе вокальные номера. Песни исполняются с авансцены, артисты сами играют на музыкальных инструментах. В центре висит пустой шар-сфера с плодами, когда под него подставляют лестницу – получается дерево, где любит сидеть герой. И остальной реквизит – мобильный. Сам спектакль – как сценография: воздушный, легкий…
***
Санкт-Петербургский театр юных зрителей имени А.А. Брянцева показывал спектакль «Летучкина любовь» по пьесе Роберта Орешника. «Небесную игру-сновидение без перерыва» поставил Владимир Богатырев.
Это история о том, как мальчик, находящийся между жизнью и смертью, видит на небе ангелов и других людей, которые только что умерли или тоже пребывают в коме. Там он встречает свою любовь, и ему надо преодолеть свой страх: если он прикоснется к девушке, которая, возможно, уже мертва, у него не будет пути назад.
Тут вызывает вопросы сама пьеса: в ней заложены весьма спорные суждения о неверующих, о человеческих ценностях, странные сюжетные повороты. И юмор, и язык оставляют желать лучшего. А использование «писем детей к Богу» в спектаклях в последнее время стало общим местом. Библейская тема теперь очень модная, но на качестве драматургического материала это сказывается далеко не всегда.
***
Жаркие споры возникли на первой драматургической лаборатории. Большая группа артистов Театра на Соборной читала по ролям новую пьесу молодого екатеринбургского драматурга Ярославы Пулинович «Дальше будет новый день». Она написана в начале этого года и пока читалась только один раз – на Володинском фестивале в Санкт-Петербурге.
…Молодой любовник уходит от бизнес-леди к молодой девушке, которая ждет от него ребенка. Бизнес-леди делает так, что его никуда не берут на работу. В результате через несколько месяцев любовник без копейки денег и жилья со своей невестой и с новорожденным ребенком приходит на порог к бизнес-леди попроситься переночевать. Она пускает, держит на руках малыша. Но в финале звонит кому-то и спрашивает, нельзя ли (по знакомству) лишить родительских прав молодых родителей, объявив их алкоголиком и наркоманкой…
В дискуссии приняли участие режиссеры, актеры, завлиты, библиотекари, драматург Ксения Драгунская и сама Ярослава Пулинович. Автор сказала, что написать пьесу ее подтолкнула реальная история (правда, она закончилась хорошо), что роль бизнес-леди – бенефисная для актрисы в возрасте. Спорили о том, является ли эта пьеса пародией на сериалы или нет. Сама Пулинович считает ее трагикомедией. Кто-то счел пьесу слишком затянутой и мрачной, возник вопрос о целесообразности использования нецензурной лексики… Предположили, что театры захотят ставить спектакль без финального монолога, с хорошим концом… Что будет дальше с этой пьесой – покажет будущее.