01:48 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
4642

Новиков-Прибой и его «Цусима». Наше время

Отрывок из книги Людмилы Анисаровой

«Я не выношу дряблости человеческой души». Эти слова, вложенные в уста героя повести А.С. Новикова-Прибоя «Море зовёт», могли бы стать эпиграфом к биографии самого писателя, который выковал свой характер, покоряя, преодолевая, побеждая...

Его книги расходились миллионными тиражами – а серьёзная литературная критика рассматривала произведения Новикова-Прибоя больше как занимательное чтиво («Литературные журналы меня не жалуют», – вздыхал частенько Алексей Силыч), а не как самобытную, талантливую прозу, ставя в укор автору и излишнюю цветистость языка, и беллетристические штампы, и стилистические погрешности. Стоит признать, что стиль Новикова-Прибоя не безупречен. Но сам писатель поистине безупречен в своей искренности, честности, самозабвенной любви к человеку, литературе и морю. Поэтому и завоевал простой народ. Именно – простой. Новиков-Прибой писал про море не для литературных снобов (не то у него было происхождение), а для обыкновенных людей – тех, кто искал в книжках приключений и правды одновременно. А море и моряков на Руси всегда любили и продолжают любить даже в самых сухопутных захолустьях, потому что море – это романтика, отвага, мужество и честь. А ещё – надежда, вера, любовь...

Главной книгой писателя стал роман-эпопея «Цусима», посвящённый одному из самых трагических событий русской истории – фактическому уничтожению русского флота Японией в мае 1905 года. С момента опубликования первой книги романа «Поход» в 1932 году вокруг произведения велось множество ожесточённых споров. Не утихают они и сейчас.

Достаточно войти в Интернет, чтобы обнаружить всякого рода толки и кривотолки по поводу романа Новикова-Прибоя. Говорится об ушате помоев, который автор вылил на русское морское офицерство (это цитата из статьи С. Семанова «Русское офицерское сословие», «Литературная Россия», 1992 г.), говорится о том, что взгляд баталера на цусимскую трагедию не выдерживает критики именно потому, что книга писалась «всего лишь баталером» и т.д.

Серьёзный отпор хулителям дал в своё время сын писателя Игорь Алексеевич Новиков (он ушёл из жизни в 1996 году) в двух публикациях: «Придуманное в «Непридуманном» («Молодая гвардия», 1988 г.) и «Если читать «Цусиму» без предубеждения» («Литературная Россия, 1992 г.).

Напоминая о великой читательской любви к писателю Новикову-Прибою, о многочисленных благодарных отзывах и публикациях о его романе, о серьёзных исследованиях творчества писателя, Игорь Алексеевич называет несколько весомых аргументов против обвинения в «очернительстве» Новиковым-Прибоем рус­ского офицерства. И главный из них следующий: значительную консультационную помощь в создании романа оказывали писателю именно офицеры: В.П. Костенко, Н.В. Новиков, Л.В. Ларионов, К.Л. Шведе, Н.Н. Зубов, В.П. Зефиров, А.П. Авроров.

Если бы Новиков-Прибой описывал офицерство только тёмными красками, «то едва ли, – пишет И.А. Новиков, – оно отвечало бы ему сердечной симпатией и помогало в работе над романом «Цусима». Это аксиома человеческих отношений».

Весомым аргументом сын писателя считает слова английского вице-адмирала Усборна: «...каждому морскому офицеру необходимо прочитать эту книгу, ибо она его многому научит».

Присоединиться к аргументации И.А. Новикова с полным правом мог бы и современный писатель-маринист Николай Черкашин. В его книге «Взрыв корабля» есть глава «Заметки на полях «Цусимы», где он очень высоко оценивает роман. И, в частности, пишет: «В лице Новикова-Прибоя безликая, бессловесная матросская масса, какой она представала с высоты командирских мостиков, обрела в печати свой зычный голос. Заговорили корабельные низы – кубрики, кочегарки, погреба... И мир спустя четверть века после Цусимского сражения узнал о нем, может быть, самую главную правду».

Имя популярнейшего в своё время советского писателя-мариниста Алексея Силыча Новикова-Прибоя носят названные в честь него улицы в разных городах, набережная Москва-реки, круизный теплоход на Волге, библиотеки и литературные объединения.

Тёплая память о человеке и писателе живёт в мемориальной гостиной его квартиры в Большом Кисловском переулке в Москве, в музее на даче в Тарасовке и музее в селе Матвеевское, на родине писателя.

Хозяйка и экскурсовод домашнего музея на даче Новикова-Прибоя – Ирина Алексеевна Новикова, дочь Алексея Силыча. Биолог по профессии, жена писателя-натуралиста А.Н. Стрижёва, мама, бабушка, а теперь уже и прабабушка, Ирина Алексеевна на протяжении всей своей жизни ни на день не отвлеклась от возложенной на неё судьбой миссии – бережно хранить и собирать всё, что имеет отношение к жизни и творчеству её отца.

В 1957 году, в год 80-летия со дня рождения А.С. Новикова-Прибоя, Сасовской центральной библиотеке было присвоено имя писателя-земляка. В ее краеведческом фонде хранятся произведения Новикова-Прибоя, изданные в разные годы, литература о нём, богатый фотоархив. В читальном зале действует постоянная экспозиция, посвящённая творчеству писателя-мариниста. Библиотекой по инициативе и стараниями её директора Марии Алексеевны Грашкиной выпущены в 2004 г. сборник воспоминаний «Нам дорог Новиков-Прибой» (составитель – М. Грашкина, редактор В. Хомяков), а в 2007 г. – сборник неизданных произведений Новикова-Прибоя «Победитель бурь» (составитель – И.А. Новикова, редактор – В. Хомяков).

Раз в пять лет в городе Сасове и селе Матвеевское проходят литературные чтения, посвящённые жизни и творчеству А.С. Новикова-Прибоя.

В день столетия со дня рождения писателя в марте 1977 года (этот год был объявлен ЮНЕСКО годом А.С. Новикова-Прибоя) в Матвеевском, в доме, где он родился, был открыт музей писателя. Раиса Ивановна Букарёва, его бессменная берегиня, истово служит святому делу – сохранению прошлого нашей Родины, в которое вписана жизнь и судьба человека, немало сделавшего и для русской литературы, и для русской истории одновременно.

Потомки цусимцев ежегодно собираются в печальные майские дни в Петербурге на крейсере «Аврора» (первые две встречи проходили в Таллине в 1990 и 1991 годах). Детей русских моряков уже давно сменили внуки... И верится, что правнуки не подведут, тоже будут встречаться, чтобы помянуть своих предков. Чтобы рассказать о них снова и снова. И чтобы помолчать...

Кто знает, стали бы собираться на «Авроре» со всех концов России люди, если бы не было «Цусимы» Новикова-Прибоя? Ведь это именно он объединил своей книгой сотни и сотни участников Цусимского боя...

Роман-эпопея Новикова-Прибоя – это не только история трагического поражения русского флота в Цусимском проливе – это скорбная поминальная молитва, это безутешный плач по погибшим русским морякам, это памятник их мужеству, стойкости, презрению к врагу и смерти.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 66 (4117) от 13 апреля 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Вдохновленный морем
Жизненный и творческий путь А.С. Новикова-Прибоя представлен в новой книге рязанского автора
Вероника Шелякина
Здравствуйте, я прилетел!
Скворец – одна из самых популярных птиц на Руси. Ни в какой другой стране не строят скворечников больше, чем в российских деревнях. И кто не знает этого весёлого обитателя рукотворных ...
Иван Назаров
Читайте в этом номере: