22:19 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2836

«Главные» писатели

Роман «Шестнадцать карт» поставил рекорд по количеству авторов

В первом номере литературного журнала «Урал» (выходит в Екатеринбурге с 1958 года) опубликован оригинальный литературный проект: роман шестнадцати авторов «Шестнадцать карт» (http://magazines.russ.ru/ural/2012/1/pa3.html). Каждый из авторов написал по одной главе. По правилам игры, каждый автор имел право добавлять и «уничтожать» героев и вообще пользовался довольно большой творческой свободой. Имена создателей романа, что называется, на слуху у читающей публики: Герман Садулаев, Дмитрий Новиков, Мария Чепурина, Ильдар Абузяров, Иван Наумов, Сулиман Мусаев, Евгения Доброва, Наталья Рубанова, Александр Морев, Елена Сафронова, Сергей Шаргунов, Сергей Чередниченко, Нина Хеймец, Григорий Аросев, Ирина Мамаева, Ирина Павлова. С нашим городом этот проект связывает участие в нём прозаика и критика Елены Сафроновой, постоянного автора газеты «Рязанские ведомости». Сегодня Елена выступает в непривычном для себя качестве: не интервьюера, а интервьюируемого.

Р.В. – Елена, проект действительно любопытный и достаточно солидный, судя по именам участников. Как ты оказалась в такой компании?

Е.С. – Сразу хочу поправить: «оказалась» – подразумевает случайность, везение. На самом деле ничего случайного в этом не было. В силу моей постоянной работы с «толстыми» журналами – то как автора (критика, публициста, прозаика), то как обозревателя этих журналов – меня заочно узнал автор идеи «Шестнадцати карт» Григорий Аросев. Ему хотелось привлечь к работе прозаика, который одновременно являлся бы опытным критиком. Наверное, чтобы «отражать» нападки на роман писателей, оставшихся вне игры. Шучу, конечно. Мне кажется, если ведёшь активную литературную деятельность, вполне естественно, что тебя приглашают на различные мероприятия, семинары, в том числе – и в творческие проекты.

Р.В. – Значит, у тебя был выбор: вступать в эту «команду» или нет. Почему ты вступила в игру, что тебя привлекло в этом проекте?

Е.С. – Экспериментальность и возможность проявить собственные креативные способности – с одной стороны, богатая история традиции написания коллективных романов в России и в мире – с другой. Практика написания и издания коллективных романов ведёт отсчёт с 1912 года, когда первая такая вещь была написана и выпущена в Германии. С «Романа 12-ти» началась история сознательного создания коллективных романов. Не считая того, что в литературных салонах уже в XIX веке играли в «чепуху» и буриме. Таким подобием литературной игры забавлялась образованная публика…

Р.В. – Ты упомянула забавы – буриме, «чепуху». В предисловии к «Шестнадцати картам» сказано, что принцип буриме лёг в основу вашего труда – авторы продолжали сюжет, начатый другими, на своё усмотрение. Не было ли у тебя ощущения, что всё это – достаточно несерьёзное занятие?

Е.С. – Ты не первый, Дмитрий, кто задаёт мне подобный вопрос. Удивляюсь, почему выстраивается стереотип: игра – значит несерьёзно. По-моему, строго наоборот: что может быть серьёзней игры? Игра – это прообраз жизни. Проведём элементарный тест, что позволяет нам современная техническая оснащённость: наберём в любом Интернет-поисковике рядом серьёзное слово «философия» и «легковесное» слово «игра». Что выпадает сразу же? «Философия Игры» как популярная весь ХХ век категория познания. Четверо великих философов воздавали должное философии игры: Ганс Гадамер, Хосе Ортега-и-Гассет, Ойген Финк, Йохан Хёйзинга. Можно также вспомнить выдающегося социального психолога Эрика Берна, написавшего «тандем» книг «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». Берн утверждал, что все, что бы ни делал человек в жизни, – это Игра. Наконец, меня вдохновлял пример знаменитых и прославленных писателей, которые в своё время не брезговали участвовать в коллективных романах. Это Фёдор Сологуб и Александр Амфитеатров, писавшие главы для такого проекта в 1917 г., еще до Октябрьской революции, которая сделала их труд неактуальным, скажем так. Это Михаил Булгаков, влившийся в коллективный роман «Воздушный караван» 1923 года. Весь «литературный» бомонд нэповской России, совместно «наваявший» роман «Большие пожары», напечатанный в «Огоньке» в 1927 году. Почти синхронно с «Большими пожарами» вышел коллективный роман «Зелёные яблоки», менее известный, но интересный тем, что он был собран не просто из глав, а из пародий на стиль и манеру «допущенных» в Советскую Россию зарубежных авторов – Роберта Стивенсона, Марка Твена, Стефана Цвейга, Джека Лондона, Герберта Уэллса. Интерес к коллективным романам сохранился и в более близкие к нам времена: в 1964 году в газете «Неделя» был опубликован такой роман «Смеётся тот, кто смеётся», который писали Валентин Катаев, Юрий Казаков, Лев Славин, Василий Аксенов, Владимир Войнович и другие мэтры. Братья Стругацкие «задали тон» фантастическому коллективному роману «Летающие кочевники», а прекрасные фантасты Еремей Парнов и Север Гансовский «играли» в повести «Летящие сквозь мгновение». И уже в 2000-е годы Владимир Войнович начал коллективный роман «Долг платежом зелен». По-моему, это свидетельствует о весомости коллективного романа как литературного жанра. Я тебя убедила?

Р.В. – А ты довольна результатами труда – и своего, и совместного?

Е.С. – Вполне! Я не хочу преувеличивать значимость и захваливать «Шестнадцать карт». Но роман состоялся, потому что прошёл все стадии – завязку, развитие сюжета, кульминацию – и пришёл к финалу, который одновременно оказался и катарсисом. Все формальные признаки состоявшейся книги налицо. Что же касается «читабельности» этого проекта, мне было интересно читать его, и я надеюсь, что среди независимых читателей тоже сыщутся поклонники. Почему нет? Роман о приключениях нашего современника, журналиста, полон экшна и богат мистикой. Подробнее не хочу пересказывать, чтобы заинтриговать публику и привлечь к роману внимание.

Р.В. – Известно ли тебе, как смотрят на плоды совместного труда твои соавторы? А читатели?

Е.С. – Насколько мне известно, все участники «Шестнадцати карт» удовлетворены итогом и благодарны журналу «Урал» за то, что рискнул пообещать нам печатные площади, когда роман только начинался. То, что «Урал» предоставил роману место, было, на мой взгляд, благородным риском, знаком веры в способности соавторов и интереса к нестандартным литературным опытам. Конечно, внутри нашего небольшого коллектива мы договорились проявить корпоративную этику, друг друга сильно не ругать (хотя и есть кого справедливо покритиковать) – потому что извне критики будет явно больше. Много критики – это тоже хорошо, это пиар. Первый неодобрительный отзыв уже дал прозаик из Татарстана Олег Лукошин, автор дилогии «Капитализм» и «Коммунизм», в ЖЖ. Он обещал написать полноценную рецензию, тогда узнаем, в чём его претензии. Пока он только выразил скепсис самой идее «командного» творчества. Но это, я считаю, не аргумент – надо судить о тексте, а не о методе.

Р.В. – Есть ли шанс опубликовать «Шестнадцать карт» отдельной книгой – скажем, как вышли несколько лет назад «Большие пожары»?

Е.С. – Очень надеюсь, что сработает схема: публикация в «толстом» журнале – первый шаг к изданию книги.

Р.В. – Теперь у тебя есть опыт создания коллективных романов. Не хотела бы ты организовать подобный проект на рязанской земле, с участием местных писателей?

Е.С. – Я бы с удовольствием «встроилась» ещё в какой-то коллективный литературный проект. Да, можно написать такой роман и в Рязани – с участием профессионалов, работающих в различных жанрах «мейнстрима»: фантастов В. Голубева, С. Панарина, Ю. Манова, дуэта юмористических «фэнтезистов» О. Шелонина – В. Баженова, беллетристов С. Малышевой, И. Преснякова… Но печатать-то этот роман в Рязани будет негде за отсутствием литературных журналов. А если выйти с ним на общероссийские «толстяки», в чём тогда смысл ограничивать сотрудничество рязанскими авторами?

Р.В. – В том, чтобы «всколыхнуть» местный литпроцесс!

Е.С. – Лично я готова. Но надо, чтобы такое желание не только у меня возникло.

Беседовал
Дмитрий Дивов

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 66 (4117) от 13 апреля 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Здравствуйте, я прилетел!
Скворец – одна из самых популярных птиц на Руси. Ни в какой другой стране не строят скворечников больше, чем в российских деревнях. И кто не знает этого весёлого обитателя рукотворных ...
Иван Назаров
Говорим по-русски
На этой неделе абсолютное большинство людей так или иначе готовится к Пасхе. Говоря об этом празднике, мы используем очень много слов, относящихся к религиозной лексике. О некоторых ...
Галина Тихомирова
Читайте в этом номере: