И все-таки недавно я испытала настоящее потрясение. Хотя новость новостью уже и не была: крушение пассажирского самолета под Тюменью. Но тем не менее голос ведущего «Вестей» торжествующе произнес: «Корреспондентам нашего канала удалось первыми узнать результаты расшифровки черных ящиков, и вы первыми узнаете причину гибели лайнера, а также услышите переговоры летчиков…»
Наверное, по мнению организаторов программы, я должна была, бросив все дела и потирая от удовольствия руки (как же: ведь в числе первых!), тут же прильнуть к экрану?.. Конечно, бросила, конечно, прильнула… Но испытывая при этом не удовольствие, а омерзение от того, что делатели программы в стремлении обскакать соперников-коллег не почувствовали кощунственность взятого тона.
А с экрана уже шла запись разговора двух молодых летчиков, не подозревающих об ужасной развязке, разговор дублировался по видеоряду, где одной буквой с прочерками было обозначено матерное слово… Я с ужасом ждала конца… Но предсмертный возглас пилотов не пустили в эфир «по этическим соображениям». И на том спасибо.
Должна сказать, что ведущим новостей был хороший, порядочный журналист, сказавший однажды в интервью, что ему бывает стыдно за произносимый текст. Но почему-то на сей раз ему не было стыдно. Тоже, видно, привык. Или такая на нынешнем телевидении установка: все «омаркечивать», чтобы выгоднее продать?
Состояние нынешнего российского телевидения впору вписывать в реестр вечных наших «проклятых» вопросов. Население им недовольно, может быть, даже больше, чем ЖКХ. Во всяком случае роль отвлекателя от повседневных тягот ему не всегда по силам. Казалось бы, чем плохо после созерцания неубранной кучи мусора во дворе посмотреть пару-тройку серий из разноканальных «мыльных» опер»? Но когда я предложила это одной неработающей пенсионерке, она мне зло отрубила: «Я эти тупые сериалы не смотрю».
Поэтому неудивительно, что режиссер и депутат Госдумы, а также доверенное лицо кандидата в Президенты России В.Путина Станислав Говорухин, только вступив на эту общественную стезю, сразу обозначил один из своих приоритетов: поддерживать Путина, чтобы он потом мог воздействовать на телевидение, ибо там, как отовсюду сообщают депутату, творится черт-те что.
Но это только кажется, что телевидение, реально формирующее шкалу ценностей и норм для населения страны, легко пойдет под управление государства. Сразу начнутся возражения: так в цивилизованных странах не делается. Надо создавать гражданские институты.
Было высказано предложение: организовать хороший, правдивый, правильный, независимый Общественный телеканал. Сначала все были «за». Но потом стали рассуждать, кто этим каналом, возможно, будет рулить.
В эти дни в печати и Интернете обсуждается вероятность намерения властей переподчинить Министерству культуры СМИ (сейчас Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям входит в Минсвязи). Но при этом высказывается такое, например, мнение: никакое министерство с советских времен никогда информацией не управляло. «Телегенералы» чувствовали себя всегда важнее министров, а сейчас тем более. Бывает, что они и самых высоких руководителей не слушают. И вот такой пример.
Недавно прошел возмутивший многих телесюжет о человеке, которому в результате террористического акта в Минском метро оторвало обе ноги. Вы думаете этот человек тужил-печалился? Нет, он улыбался. И даже сказал о террористах: «Я их прощаю». Подтекст таков: даже этот изуродованный человек простил, а Лукашенко не помиловал. Элементарная «мочиловка» руководства Белоруссии продолжается на телевидении много лет вопреки всем межгосударственным союзным отношениям.
А если кого-то из «телегенералов» министром культуры поставить? Такой вопрос тоже возникает в прессе. Может, это будет и хорошо: человек, возможно, сразу государственнический взгляд приобретет.
Ну а пока руководство страны вопрос с нашим наставником – телевидением не разрешило: что нам делать, чьим умом жить? Может быть, своим?