Образование – одна из тех сфер государственной и общественной жизни, над проблемами которой мы бьемся уже давно, но все еще не совсем успешно. И одна из этих проблем – привлечение в школу молодых учительских кадров. Чем же их можно привлечь? Хорошей зарплатой? Да. Обеспечением жилья? Без сомнения. Но есть одна – «нематериальная», но очень важная вещь – интерес к работе с детьми.
В РГУ имени С.А. Есенина, где в эти дни (с 17 по 20 апреля) проходит второй тур Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике, довелось услышать такую поучительную историю. Один студент, изучающий информатику и не горящий особенным желанием идти со своей будущей специальностью работать в школу, принял участие в конкурсе педагогического мастерства, где, выполняя одно из заданий, должен был провести «кусочек» урока с настоящими, «живыми» школьниками. Он не сробел, применил некоторые свои «кавээновские» навыки, и результат превзошел все ожидания: дети поставили ему самую высокую оценку. Юноша был потрясен и с тех пор не представлял себе работу нигде, кроме как в образовании. Он преподавал в сельской школе, а теперь директорствует в городской.
Студенческие конкурсы педагогического мастерства – одна из прочных былых традиций РГУ, они продолжались здесь двадцать лет. Теперь развивается несколько иной формат: олимпиады по педагогике. Рязанцы и тут в грязь лицом не ударили: на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по педагогике в прошлом году в Новокузнецке победителем стала студентка РГУ имени С.А. Есенина Светлана Ровная…
И вот университет сам принимает гостей. Студенческие команды вместе с руководителями приехали из Волгограда, Вологды, Коломны, Ижевска, Саранска. Рязанцы не могут не участвовать в мероприятии, но вне состязания.
В качестве девиза нынешней олимпиады выбраны слова Л.Н. Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у которого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным». И оргкомитет олимпиады – в первую очередь ученые кафедры педагогики и педагогических технологий – постарался найти такие формы состязания, которые в возможно полной мере выявили бы потенциал участников.
Достаточно содержательным, с большой долей юмора оказалось уже первое выступление команд – первый конкурс (визитка команды) «Мой вуз – моя судьба». Студенты представили свое понимание роли учителя в современном обществе, особенности деятельности своего вуза. Конкурс «Наша научная позиция» должен выявить умение будущих учителей проанализировать и дать оценку содержания научной педагогической статьи.
Выявлению уровня знаний и педагогической эрудиции способствует номинация «Учитель, ты – эрудит!». На олимпиаде будет возможность проявить умение организовать досуговую деятельность школьников (конкурс «Наша инициатива»). В номинации «Сквозь призму педагогического творчества» надо будет определить педагогическую проблему в предложенном фрагменте… мультфильма.
Помимо состязательных мероприятий, для участников олимпиады разработали также интересную культурную программу.