Говорят, то, над чем смеются в обществе, лучше всего отражает его пороки. Это и называется сатирой. Сейчас у нас смеются над всем. Юмор стал товаром, эстрада – прилавком, а мы – потребителями.
Разнообразие современного юмора сегодня настолько велико, что буквально для каждой категории людей можно найти свои шутки и приколы. С конца 80-х на эстраду выплеснулось целое море различного рода юмористов и сатириков. Для повышения популярности стал использоваться и так называемый «юмор ниже пояса». Сейчас он буквально захламил эфиры российских телеканалов. На такого рода юморе в России выросло целое поколение, которое уже с трудом может понять шутки Михаила Жванецкого или раннего Задорнова, а Аркадия Райкина даже не помнит.
Современный юмор на 90% ориентирован на молодежную аудиторию и стал сферой шоу-бизнеса. Большую популярность в наше время приобрели сатирические программы о молодежи и для молодежи. Это такие телепередачи, как «КВН», «Comedy Club», «Наша Russia». Современная молодежь просто «запоем» смотрит «Интернов», «Счастливы вместе» и другие юмористические сериалы. Количество скачиваний таких фильмов из Интернета неуклонно растет. Понять это можно: человек хочет абстрагироваться от суровой реальности и погрузиться в мир легкости и беззаботности. Сегодня в жанре юмора и сатиры выступают не только профессионалы, и даже не столько профессионалы, сколько люди, которые получили определенные навыки, так сказать, в практической плоскости.
– Телевидение захватили КВНщики. Ничего хорошего не вижу – один сплошной КВН. Они оккупировали все каналы – 17 передач юмористических идет, – говорит в одном из интервью прессе сатирик Роман Карцев. – Я думаю, это установка телевидения. Продюсеры, которые диктуют сегодняшний юмор на ТВ, поняли, что очень просто взять ребят из КВН, которые натренировались на играх. Они этим зарабатывают деньги. Так давайте пойте, смешите, веселитесь. Я сейчас советую молодежи: берите текст Жванецкого 40-летней давности и играйте.
Четыре года назад на канале «Эхо-Фильм» вышла первая в Рязани местная юмористическая телепрограмма «РязГорЮмор». Ее авторами и ведущими выступили бывшие КВНщики Дмитрий Беляев и Дмитрий Гавердовский. Программа выходит в формате скетчей на самые актуальные и «горячие» темы. В течение двух минут ребята показывают веселые миниатюры с героями «из жизни». Как это всегда бывает с любым творческим телепроектом, у программы нашлись и свои поклонники, и свои противники. Кто-то из зрителей упрекает ребят в примитивности и замыленности тем в миниатюрах, а кто-то регулярно смотрит передачи и ждет нового сезона.
– Проект «РязГорЮмор» был основан на собственном энтузиазме, – рассказывает Дмитрий Гавердовский. – На телеканале нам предложили создать скэтч-шоу. В рязанских масс-медиа аналогов в то время не было, да и сейчас нет. Согласен, что за четыре года никакого прогресса в форме и содержании программы не произошло. Но давайте не будем забывать, что и бюджет нашего проекта не как у «6 кадров» и «Женской лиги». В ближайшее время мы будет делать еще один проект, где постараемся улучшить свою работу и удивить зрителей.
Подобных скэтч-шоу сейчас хватает в телеэфире. Все они направлены на развлечение аудитории. Да, иногда в них изображают пороки нашего общества, но в большинстве своем – это «ха-ха-шоу», где за кадром даже смеются за нас. Если раньше главными юмористами на эстраде были острые сатирики, то сейчас все чаще мы стали видеть веселых КВНщиков.
Рязанец Александр Минеев, будучи студентом, играл в КВН в команде «Ребята с нашего двора», потом в команде «Прогресс». Пробовал себя как автор шуток и миниатюр в команде «В мужской бане женский день». Накопленный жизненный и юмористический багаж помог ему стать одним из авторов текстов для скетч-шоу центральных каналов:«Женская лига», «6 кадров». Сейчас же Александр пишет для одного из популярных Comedy-проектов. Кстати, он был одним из первых авторов-региональщиков, работающих на индустрию юмора «удаленно». Сейчас для многих КВНщиков из провинции это стало типичной подработкой. Кому, как не Александру Минееву, знать о развитии современных тенденций в сфере юмора.
– Способность смешить людей вполне можно назвать успешной бизнес-индустрией. Мы можем по-всякому относиться и к «Аншлагу», и к юмористическим сериалам, и к «Comedy-club», но то, что у каждого из них есть своя аудитория, – это неоспоримый факт, – говорит Александр Минеев. – Юмор стал быстрее, динамичнее, чем десять лет назад. Появилось больше форм его выражения и разнообразных жанров. Как в ресторанном бизнесе есть блюда на любой вкус, так и в развлекательной индустрии есть передачи для любой аудитории.
Трудно ли писать шутки? Александр считает, что, получив определенный жизненный опыт и научившись наблюдать за окружающим миром, это делать довольно-таки просто. Но настоящее мастерство заключается в том, чтобы сочинить шутку-«бомбу», которая «выстрелит» из любых уст при любых обстоятельствах и при любой аудитории. Это все равно, что искать жемчужину в раковинах на дне моря. Но…
– С одной стороны, в последние годы уровень юмора существенно вырос по сравнению с девяностыми годами. Появилось множество конкурирующих друг с другом проектов, – отмечает Александр Минеев. – Но все это больше касается формы. В содержании же стала заметна некая деградация. Зритель перекормлен количеством, отчего страдает и качество.
Куда пропали так популярные раньше анекдоты? Сейчас вечерние посиделки, где можно было блеснуть словцом, канули в Лету. Эта добрая традиция трансформировалась в Интернете, где стало модно в социальных сетях «кидать себе на стену» понравившиеся шутки и там же обсуждать их.
Нас пытаются пичкать «юмором» везде и всюду в надежде, что мы расхохочемся и забудем о том, ради чего и в каком обществе живем. Но невозможно жить хохоча. Искренний хохот – это вообще редкость. Настоящего юмора не может быть много, как не может быть в избытке штучного, эксклюзивного товара. А мы стали смеяться даже после слова «лопата». Из печатной прессы почти исчез жанр фельетона и памфлета. Мы практически не видим на страницах газет и журналов карикатуры. Салтыков-Щедрин, Ильф и Петров, Станислав Лем, Ярослав Гашек, Владимир Высоцкий, да и Крылов со своими баснями – это тоже юмор. Но совсем другого уровня, который заставляет задуматься.
– Нынешняя проблема в том, что чувство юмора не может быть непрерывным. Иначе человек производит впечатление сумасшедшего. Человек, который шутит все время, как телевидение, – ненормальное явление. Это должно быть проблеском. И тогда будет интересно – что он еще скажет? – считает сатирик Михаил Жванецкий. – Нельзя юмористов делать вездесущими профессионалами. Если ты артист юмористический – играй в комедиях. И в ней нужно чередовать слезы и смех, как Чаплин. Если говорить о правде жизни, то смех всегда имеет грустную основу. Если нет ее, а ты смеешься, – тогда ты идиот. А у нас смеются и смеются – а грусти и сожаления нет, значит, нет и правды жизни…