Люди принимают участие в «Тотальном диктанте» добровольно, просто потому, что хотят проверить собственную грамотность. В этом году диктант писали примерно 15 тысяч человек в городах России и в Кэмбридже, Бостоне, Кракове, Берлине, Лондоне, Базеле. Писали не только русские, но и иностранцы, знающие русский язык. Они тоже хотят проверить уровень своих знаний.
Результаты диктанта доступны в Сети только тем, кто его писал. Они могут войти на сайт под личным паролем и узнать свою оценку. Проверяют диктанты профессионалы – филологи, особенно тщательно те тексты, которые претендуют на отличную отметку. Статистика результатов прошлых лет известна: примерно половина участников пишет диктант на двойку, примерно треть – на тройку, 16 процентов – на четверку. Число пятерок не превышает обычно полутора процентов из числа написавших. В этом году в Омске только одна девушка написала диктант на пятерку. Более 60 процентов участников диктанта в этом году получили «неуд». Организаторы утешают: диктант, мол, не простой и тройка тоже очень неплохая оценка. Но утешение это довольно слабое. Уровень знания русского языка нашими гражданами, независимо от возраста, остается довольно низким. Писать по-русски правильно могут очень немногие из нас. Может быть, именно поэтому акция, задуманная и проведенная впервые студентами Новосибирского государственного университета, проходит под девизом «Писать грамотно – это модно». Модно-то оно, конечно, модно, но следовать этой моде совсем непросто.
Сегодняшние молодые люди зачастую просто утрачивают навыки письма на бумаге – компьютер позволяет обходиться без них. В телевизионном репортаже я видела мальчика лет 12-ти, участника диктанта, который сидел в университетской аудитории и плакал от бессилия. Он, видимо, не успевал записывать продиктованный текст. Анекдотичного в этой ситуации мало. Сегодня в ряде американских штатов отменили обязательное обучение письму пером на бумаге. Консервативная английская школа собирается сдать в утиль бумагу и авторучки, отменить классные доски. Это далеко от нас? Не очень далеко. Студенты на лекциях уже сплошь и рядом сидят с нетбуками, электронный учебник приходит в российские школы, по новым стандартам дети начинают осваивать компьютер в первом классе. Из нашего быта уже почти ушли понятия об авторучке, чернилах, промокашках и даже пишущих машинках. На недавнем концерте в филармонии Рязанский симфонический оркестр под руководством Сергея Оселкова с блеском исполнил сюиту для пишущей машинки. Инструмент пришлось «занимать» в соседнем музее, он стал раритетом. Современным детям почти непонятны стихи А. С. Пушкина про то, как «пальцы просятся к перу, перо – к бумаге». Перьевых ручек ведь тоже давно нет. Так компьютерная грамотность убивает языковую.
Дело ведь не только в умении писать. Развитие мелкой моторики рук влияет на развитие мозга. Человек, пишущий буквы и слова, способен к абстрактному мышлению, обладает развитым воображением. Эдгар Аллан По писал, что сам акт письма ведет к упорядоченности мышления.
Сегодня соискателей рабочих мест в ряде компаний тоже заставляют писать диктант. Потребность в грамотных работниках велика. Правда, мало кто из работодателей в этом признается публично. Ведь хорошему специалисту приходится хорошо платить, а это сегодня уже коммерческая тайна.
Тотальный диктант набирает популярность, почему-то в большей степени в городах Урала и Сибири. В Кузбассе в этом году его писали 966 человек. В Рязани и Рязанской области в этом году тотальный диктант не проводился.