Как бывшему прокурорскому следственному работнику мне нередко приходилось иметь дело с лицами, страдающими тяжким недугом – алкоголизмом. Многие годы я посвятил борьбе с этим злом, знаю, как много правонарушений, в том числе с тяжкими последствиями, совершается на этой почве. Статистика в этом отношении удручающая. Ежегодно гибнут десятки тысяч людей, происходят многочисленные катастрофы... Общество оказалось перед выбором: либо трезвость, либо деградация и ранняя смерть.
Общественность снова встревожена давно известной опасностью, которая теперь приняла общегосударственный масштаб. На это вынужден был обратить особое внимание даже Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев.
В России в год на душу населения употребление спирта составляет 15-18 литров. Ежегодная убыль населения – более 774 тысяч человек. 90 процентов населения употребляют алкоголь, 8 процентов уже являются алкоголиками. Каждый второй мужчина не доживает до пенсии. Нетрудно подсчитать, когда и чем все это может закончится.
Возникает важнейший государственный и общественный вопрос: что нам делать, чтобы спастись от грозящей опасности? Практика показывает: решить проблему за короткое время, используя одни принудительные меры, например, объявляя «сухой закон», нельзя.
Вспомним май 1985 года. С целью искоренения пьянства и алкоголизма был принят в государственном масштабе целый ряд политических и правовых мер. Мне пришлось непосредственно участвовать в обеспечении выполнения законодательства по борьбе с пьянством, алкоголизмом и самогоноварением. Часто приходилось выступать среди населения, в общественных организациях, на предприятиях, в СМИ. Тогда были образованы комиссии по борьбе с пьянством, общества борьбы за трезвость, товарищеские суды и т.п. В законодательстве были зафиксированы нормы права, где нетрезвое состояние преступника признавалось отягчающим обстоятельством. В прокуратуре были разработаны специальные лекции по данной теме. Учитывалось, насколько активно районные прокуратуры и каждый работник участвуют в обеспечении исполнения всеми на территории области законодательства по борьбе с пьянством.
Правоохранительными органами была проведена огромная работа, чтобы покончить с пьянством. Были достигнуты некоторые положительные результаты. Однако, как мы видим сегодня, решить проблему в целом не удалось и, более того, теперь она представляет еще большую опасность.
Надо признать, борьба с пьянством и алкоголизмом, начатая в 1985 году, фактически кончилась провалом. Мы помним, как водку продавали гражданам по талонам. Водка превратилась фактически в валюту. Рубль обесценивался. Талоны на спиртное стали продаваться из-под полы. Самогоноварение и подпольное изготовление спиртных напитков приняло широкий размах. Полностью была нарушена таким способом монополия государства на производство и продажу спиртных напитков. Возник теневой криминальный капитал. Водку стали пить и те, кто никогда ее не пил, даже дети. Резко увеличилось пьянство среди женщин. В результате той антиалкогольной кампании государству был нанесен ущерб на сумму более 200 миллиардов рублей.
В Государственную Думу поступило предложение принять закон о государственной монополии на производство и реализацию спиртных напитков. Некоторые предлагают в несколько раз увеличить цены на водку, так как она стала дешевле многих продуктов. А помогут ли эти меры?
К сожалению, сегодня нет общественных сил, которые широко включились бы в борьбу с опасным злом и поддерживались бы государством. Пьянство и алкоголизм не просто приняли огромный размах, но и стали источником роста другого зла – коррупции. Считаю, целесообразным рассмотреть эту проблему на одном из заседаний Общественной палаты.