После майских праздников в областном центре начнут высаживать бархатцы, петунии и другие цветы, сообщили в администрации Рязани. Площади посадки планируется увеличить до 8, 5 тысячи квадратных метров. Реально ли осуществить такой большой объем работ с учетом дефицита свободной земли в городе?
На этот и ряд других вопросов корреспонденту «РВ» ответил Михаил Белькевич, директор МП «Лесопарковое хозяйство» администрации г.Рязани.
М.Б. – Площадей для посадки цветочных культур у нас достаточно. С советских времен осталось много мест, на которых разбивались прекрасные клумбы, так что возобновить организацию посадочных работ на этих участках особого труда не составляет. Это и площадь Мичурина, и площадь Свободы, и скверы на площади Ленина. Если увеличится количество вазонов, то, соответственно, увеличится число посаженных в них цветов. Помимо этого, возрастет плотность посадки. В прошлом году мы высаживали 50 штук на метр, а в этом планируем по 65-70 штук. В Коломне, например, высаживают по 100 штук на один квадратный метр.
Р.В.– Имеются ли у нас парники для такого объема рассады?
М.Б. – Под тепличное хозяйство мы арендуем в Рыбновском районе 5 гектаров земли. За 2011 год мы привели хозяйство в порядок: укрепили рамы, заменили покрытие, завезли свежую землю. Своими силами выращиваем крепкую и жизнестойкую рассаду.
Р.В.– Какие цветы в городе будут посажены?
М.Б. – Не все культуры приспособлены для выращивания в городской среде, потому что основная часть клумб располагается вдоль магистральных трасс. Выбросы от транспорта могут отрицательно сказаться на росте цветов. Процент погибших в первые дни своего роста иногда очень высок. Чтобы снизить риски, решили высаживать «проверенные» цветы. В перечне – более 50 наименований. Например, бархатцы, которые украсят клумбы на Первомайском проспекте. Хорошо себя зарекомендовала петунья. Она очень неприхотлива, красиво и долго цветет. У этого цветка много подвидов и очень разнообразные цветовые оттенки.
Р.В. – А розы, пионы будут?
М.Б. – Нет. Человечекий фактор, как это ни было прискорбно, имеет место. Иногда цветы исчезают с клумб, едва их посадили. Тюльпаны – мало того, что выкапывают, так еще половину луковиц уничтожают, затаптывают. К сожалению, проблема хищения цветов до сих пор актуальна. Обезопасить наши вазоны и клумбы от злоумышленников можно лишь с ростом самосознания людей.
Р.В. – Число высаженных цветов, если верить сообщениям в СМИ, возрастет чуть ли не до 1 миллиона штук. За всеми цветами необходимо еще и ухаживать…
М.Б. – Цифра, конечно, большая, и у нас заключен контракт с администрацией. Мы будем стремиться по-максимуму увеличить посадки, но миллион – это очень много. Пока нет такой физической возможности. Не хватает специалистов. Планируем по контракту приглашать студентов-практикантов и временных работников по направлению из центра занятости. Будем рады всем. Сами понимаете, посадить и провести уход за таким большим количеством растений теми силами, которые есть у нас, сложно. На четырех участках озеленения (по одному в каждой префектуре) в летний период работает до 25 человек.
Р.В. – Когда-то в скверах практиковалось оформление различных портретов из цветов. Скажите, работают ли еще умельцы и знатоки такой посадки?
М.Б. – Безусловно, со временем у нас произошла ротация кадров. Времени ведь прошло немало, но на передовой остались мастера еще с советских времен. Дизайн в этом году менять не будем, но вернуться к опыту портретного цветочного оформления было бы интересно. В этом году приоритет будет отдаваться вертикальному озеленению. В металлические консоли будут устанавливаться емкости с цветочной рассадой. Мы изучили рынок, проработали договор с организацией, которая занимается изготовлением конструкций. К майским праздникам уже начнем устанавливать металлокаркас, на который чуть позже будут крепиться навесные чаши с уже распустившимися цветами.
Р.В. – В этом году администрация выделяет немалые средства на озеленение. Существует ли план, по которому определяются схема посадки, вид саженцев?
М.Б. – Безусловно, все продумывается заранее. В этом во-просе мы тесно взаимодействуем с управлением благоустройства и дорожного хозяйства. Например, прошлой осенью в микрорайоне Недостоево мы посадили около 250 лиственных деревьев, 30 деревьев посадили в районе памятника Петрову. С нами заключают различные организации договоры по поводу компенсационного озеленения в счет снесенных деревьев или после завершения строительства в рамках работы по озеленению дворовой территории. У нас есть свой питомник, в котором мы выращиваем древесно-кустарниковые породы: липы, рябины, ясени, дубки, клены, березы. Планируем посадить новые деревья в нескольких скверах, в парке железнодорожников, на аллеях в районе Московского шоссе.
Р.В. – Весной и осенью не только сажают деревья, но и спиливают и выкорчевывают старые, вырубают лишнюю поросль. Несколько лет назад купили даже установки, с помощью которых поросль превращалась в мульчу, и ею удобряли почву. Скажите, эти машины оправдали вложенные средства?
М.Б. – Это неплохие установки, но для того объема работ, который есть у нас, таких установок недостаточно, да и ножи быстро выходят из строя. Заточка – дополнительная проблема, требующая внимания профессионала. Причем ветки-то мы можем измельчить, а вот стволы отправляем на площадку приема и накопления древесно-кустарниковых отходов... Главная проблема в том, что у нас очень старая материально-техническая база.
Сорок процентов техники выработало свой ресурс, и это мешает нам развиваться. Когда приезжаешь на выставку по профилю работы, то просто диву даешься, сколько всего интересного можно приобрести в помощь озеленителям! Например, бензопилы, триммеры, парковые пылесосы, которые элементарно заменили бы грабли и сократили время уборки. Цена у таких пылесосов разная: от 15 до 80 тысяч рублей. Планов по развитию – громадье. Хочется, чтобы в городе были не только цветущие клумбы, но и тенистые аллеи, красиво постриженные газоны. Именно такие картинки – ориентир для всей нашей команды, потому что мы любим Рязань и хотим, чтобы она стала краше.
Беседовала