05:07 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2627

Природа не терпит равнодушных

Общественные экологические организации готовы оказывать помощь органам власти в охране окружающей среды

В наших городах немало экологических проблем, и зачастую именно гражданские активисты способствуют привлечению к ним внимания органов власти и контролирующих инстанций. На самом высоком уровне государственной власти признается важная роль общественников в отстаивании конституционных прав людей на благоприятную окружающую среду.

В марте, на заседании Совета по развитию гражданского общества, которое провел Дмитрий Медведев, много говорилось о важности общественных экспертиз и мониторингов в сфере экологии и о создании таким организациям максимально благоприятных условий в их деятельности. Недавно свое десятилетие отметил Рязанский центр общественной экологической экспертизы. Наш собеседник – руководитель центра Галина Кузьмина.

Отложить нельзя

Р.В. – Галина Олеговна, принято считать, что эколог – не профессия, а диагноз, поскольку эти люди болеют за все общество. Много у вас сторонников, единомышленников? Можно ли говорить о том, что общество более активно включается в решение экологических проблем?

Г.К. – В нашей организации сейчас 16 активистов, но сочувствующих, морально поддерживающих гораздо больше. Мы ориентированы не столько на просветительство, сколько на оказание практической помощи. И наибольшая часть обращений – это такие вопросы, которые отложить нельзя, для людей они самые важные в данный момент жизни. Вот обратилась недавно женщина, купившая квартиру по соседству с котельной. Жалуется, что проживать в ней фактически нельзя из-за технических шумов, вибраций. Еще один острый сигнал с просьбой о помощи – от комитета ТОС пос.Южный. Жители сообщают, что городская свалка приблизилась к их домам и находится уже на расстоянии 300 метров, в то время как санитарно-защитная зона должна составлять не менее одного километра. Будем регистрировать проведение общественной экологической экспертизы.

В Рязани интерес к экологическим вопросам со стороны населения такой же, как в среднем по стране, – примерно 20% жителей относят их к числу приоритетных среди своих жизненных забот. Я этой цифре опросов доверяю, поскольку сама проводила такой социологический замер, когда хотела баллотироваться в областную Думу. По моим наблюдениям, заметно увеличивается количество общественных организаций, действующих по различным экологическим направлениям. Это хороший знак, свидетельствующий о том, что гражданское общество в стране активно формируется.

Р.В. – Насколько эффективен сейчас общественный экологический контроль? Какова результативность вашей работы?

Г.К. – Когда мы только начинали свою деятельность, нам удавалось сделать больше. Прежде всего, это связано с изменениями в законодательстве. Перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе, сократился в несколько раз, а формулировки настолько размытые, что даже специалисты с опытом не могут понять, какие же объекты являются предметом экспертизы. Пожалуй, ясность есть только в отношении размещения, складирования и переработки отходов.

Р.В. – А что вы можете сказать об участии некоммерческих организаций в экологическом контроле? Существуют какие-либо механизмы, позволяющие им отстаивать интересы широкого круга граждан?

Г.К. – Я считаю, что таких механизмов практически не создано. Посмотрите, что происходит: в законодательстве общественный контроль прописан, а нормативной базы нет. И получается, как в той присказке: право имею, но воспользоваться им не могу. Последний пример из практики нашего центра. До нас дошли сведения, что одно из крупнейших предприятий Южного промышленного узла готовит проект расширения производства. Для желающих ознакомиться с документами дан номер телефона в Интернете. Начинаем звонить. Телефон «мертвый», по нему никто не отвечает. Специалисты службы по охране природы предприятия пояснить ничего не смогли. Не поступило ответа на наше обращение и от руководства завода. Мы же делаем запросы не для того, чтобы палки в колеса вcтавлять. Важно знать еще до принятия решения, на стадии обоснования инвестиций, как повлияет реконструкция завода на состояние окружающей среды. Увеличатся ли выбросы в атмосферу или останутся в рамках норматива? Жители города имеют полное право на эту информацию. К тому же по генплану в Южном промузле вообще не рекомендовано развивать производство из-за повышенной экологической нагрузки на район.

Но у нас природопользователи не всегда стремятся действовать открыто, выносить на публичные обсуждения свои проекты, отсутствует культура принятия решений. И своим пренебрежением к общественному мнению они делают хуже всем – и себе, и органам местного самоуправления, и людям. Потому что люди начинают проводить пикеты, а что-либо изменить уже крайне сложно: разрешения на строительство уже даны и объекты чуть ли не в финальной стадии строительства. Вспомните историю с Нижнемальцевским химическим заводом в Сасовском районе, который под давлением общественности все-таки удалось снести, или недавний случай с вышкой сотовой связи в Солотче, которую воткнули в месте массового скопления людей и создали реальную опасность их здоровью. Собственники стараются ускорить все процессы, извлечь прибыль, а недовольство жителей адресуется всем, в первую очередь – местным властям. Многих негативных последствий можно избежать, проведя общественные слушания, проявив уважение к мнению граждан. Я уж не говорю про то, что процедура экологической экспертизы подразумевает обязательное, установленное законом проведение общественных слушаний. К сожалению, в Рязани они не проводятся, а общественникам-экологам трудно отследить, какие материалы поступают на экспертизу. Все чаще на свои запросы я получаю ответы, что это коммерческая тайна.

Взгляд в одном направлении

Р.В. – К счастью, на мой взгляд, меняется отношение к гражданским активистам. Приходит понимание, что если человек с чем-то не соглашается, то не надо его сразу записывать во вредную оппозицию и клеймить. Не знаю как у вас, а у меня не первый раз возникает повод вспомнить выдержку из статьи «Россия сосредотачивается» Владимира Путина, которую все общество не так давно обсуждало. Премьер-министр говорил о том, что «необходимо жестко противостоять живучему в чиновничьей среде предубеждению по отношению к общественникам. За этим предубеждением стоит нежелание делиться ресурсами, стремление избежать конкуренции, да и боязнь реального спроса за порученное дело».

Г.К. – Полностью с этим согласна. Мягко говоря, далеко не всегда контролирующие ведомства хотят видеть рядом с собой общественные экологические объединения. Это все весьма странно. Складывается впечатление, что мы какие-то антагонисты, хотя делаем-то общее дело! Уверена, что многое зависит от личностей руководителей инстанций. Всегда приятно, например, работать с заместителем руководителя Московско-Окского бассейнового водного управления Виктором Луниным.

Общественность видит то, что не всегда попадает в поле зрения контролирующих ведомств. Я испытала это на себе, когда ушла из государственной организации и создала Центр общественной экологической экспертизы. Мой кругозор значительно расширился. Я увидела многие проблемы с другого ракурса. Специфика чиновничьей работы такова, что приходится оперировать нормативными документами. И часто СНиПы, СанПиНы, градостроительные нормативы заслоняют обычный человеческий взгляд на ситуацию. Преимущество общественных организаций в том, что они смотрят на происходящее с позиции не только законодательства, но и обыкновенного здравого смысла, интересов обычных людей, и им видны максимально короткие пути достижения компромисса.

Р.В. – Галина Олеговна, а на каких направлениях вам хотелось бы более тесно взаимодействовать с органами местного самоуправления, природоохранными структурами?

Г.К. – Много накопилось проблем в сфере благоустройства города. Идет тихая война между пешеходами и автомобилистами, одни спасают газоны, другие отстаивают свое право на парковку, кстати, вполне законное. И очень часто конфликты провоцируют застройщики, грубо нарушающие градостроительные нормативы. Это говорит о том, что система контроля за их деятельностью, в том числе на стадии подготовки и утверждения проекта, мягко говоря, хромает. А кое-где и вовсе не работает. Много вопросов возникает к проектированию подземных гаражей, когда вентиляционные трубы выводятся наружу на уровне человеческого роста, к конфигурации строящихся домов, затрудняющих естественное проветривание. Из-за этого уровень локальных загрязнений может быть очень высоким. Вообще, тревожит состояние атмосферного воздуха и сложившаяся практика мониторинга его качества. Не секрет, что в Рязани действуют не все стационарные посты, проводящие забор воздуха на анализ. Поэтому нет и достоверной картины уровня загрязнений. Можно только сказать, что у нас периодически отмечаются превышения ПДК по бензапирену, взвешенным веществам, по диоксиду азота, в отдельных случаях по фенолу. Но, подчеркиваю, картина неполная, фрагментарная. А раз нет точных сведений, мы лишены возможности координировать развитие хозяйственной деятельности природопользователей. Нужно срочно укреплять материальную базу гидрометеослужбы.

Рязани пора ввести в практику общественные слушания по материалам обоснования деятельности по сбору и утилизации отходов. Еще раз замечу, что проведение слушаний – не прихоть, а установленная федеральным законом обязанность хозяйствующих субъектов.

Сейчас идут Дни защиты от экологической опасности. Молодежь привлекается к уборке города. Это все очень важно, нужно, но, как специалист-эколог, хочу предостеречь педагогов. Нельзя ни в коем случае направлять детей, подростков на уборку берегов рек и прибрежных территорий, а также парков, скверов. Отходы, которые сейчас там встречаются, могут принести непоправимый вред здоровью. Эти места должны приводить в порядок специализированные службы.

Р.В. – Галина Олеговна, мы часто в последнее время слышим выражение «экологический нигилизм». Как бороться с этим явлением?

Г.К. – Метод только один – осознание важности проблемы каждым из нас. Экологический нигилизм опасен тем, что препятствует устойчивому развитию – тоже, кстати, широко употребляемое нынче выражение. Начинать устойчивое развитие, на мой взгляд, нужно с улучшения экологии, иначе мы просто не сможем сбалансировать природные ресурсы и промышленный рост. Да и кто будет трудиться на предприятиях? Вялые, поникшие люди, которым ничего в жизни больше не интересно, кроме расписания участкового терапевта, не смогут обеспечить процветания собственной стране.

Р.В. – Спасибо вам за беседу.

Беседовал

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 78 (4129) от 03 мая 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Лучший в ЖКХ
«Кустовой вычислительный центр» завоевал Гран-при
По материалам официального сайта Правительства области
Вступая в мир Срезневского
Возможно, в Рязани появится еще одна добрая традиция
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: