00:04 МСК
Четверг
28 / 09 / 2023
8046

Призвание – следователь

Грязные дела «белых воротничков»
Автор фото: Сергей Ларин. На фото: Старший следователь по особо важным делам СЧ СУ УМВД 
по Рязанской области подполковник юстиции Сергей Анатольевич Егоров
Фото: Сергей Ларин.
На снимке: Старший следователь по особо важным делам СЧ СУ УМВД по Рязанской области подполковник юстиции Сергей Анатольевич Егоров

В свои тридцать шесть старший следователь по особо важным делам СЧ СУ УМВД по Рязанской области подполковник юстиции Сергей Егоров считается старожилом. Его коллегам по отделению – до тридцати. Опыт работы у Сергея Анатольевича действительно немалый. Годы службы заострили взгляд и заставили относиться к жизни философски. Но это не значит, что кропотливая следственная работа превратила его в брюзгу. Высокий, энергичный, со стремительной спортивной походкой, он поспевает везде; и профессиональные награды получать, и семейное гнездышко обустраивать, и отдыхать по-человечески.

В его наградном списке – медали «За отличие в службе» 1-й и 2-й степеней, «За ратную доблесть», нагрудный знак «Лучший следователь МВД», знак Губернатора Рязанской области «За усердие» и другие.

Попутный ветер мечты

Не каждого мальчишку добудишься утром в школу. А Сереже Егорову приходилось вставать на целый час раньше дружков. Пока те еще потягивались в кровати, он уже стоял на трассе Москва – Волгоград и голосовал. Только на попутке можно было поспеть к первому уроку, рейсовый автобус выходил слишком поздно. Но ругать парню было некого. Сам он выбрал для себя такую ускоренную жизнь. Прочитал в районной газете, что в городе Скопине, в пятнадцати километрах от его родного села Вердерево, открывается в порядке эксперимента юридический класс, – и больше ни о чем думать не мог. Это был его шанс приблизиться к мечте – стать милиционером.

Когда начались занятия в десятом классе, разочарования не по-следовало. Спецпредметы вели не учительницы в кофточках с белыми рюшечками, а настоящие офицеры милиции. Криминалистика, основы государства и права, огневая подготовка – по всем профильным дисциплинам у Сергея Егорова были только пятерки. Как губка впитывал он информацию. После одиннадцатого класса как лучший ученик получил направление в Волгоградский институт МВД России. После его окончания в 1997 году вернулся в Скопин и начал работать следователем в ОВД. Опыта пришлось набираться в непростой обстановке. В регионе звучали отголоски междоусобных войн между различными бандами.

Скопин, второй по значимости город Рязанской области, с развитой промышленностью и инфраструктурой, стал лакомым кусочком для гремевшей на всю страну банды Слона. Здесь действовало подразделение группировки – так называемая банда Кузина, которая «кормилась» вокруг Скопинского завода автоагрегатов, производившего амортизаторы для отечественных автомобилей. Рабочим зарплату не платили, вместо денег выдавали готовую продукцию, которую тут же за бесценок скупали бандиты.

Вот такие непростые процессы шли в регионе до прихода на службу Сергея Егорова. Сначала в следственном отделении он занимался делами разной направленности, а затем стал специализироваться на экономических преступлениях. Старательного следователя быстро заметило руководство УВД. Через два года он уже возглавлял следственное отделение ОВД соседнего, Милославского, района. А через четыре года был переведен старшим следователем следственной части следственного управления УМВД по Рязанской области.

Отголоски «лихих 90-х»

Для знатоков не секрет, что сложность расследования экономических преступлений кроется в хитроумных схемах, которые придумывают так называемые «белые воротнички».

Одно из первых значимых дел, которое довелось расследовать Сергею Егорову, было связано с хищением молибдена на заводе «Металлург» в Скопине. Стратегически важное сырье, которое перерабатывалось здесь по контракту с зарубежными фирмами, испарялось с предприятия как по мановению волшебной палочки.

– Выйти на преступников было очень непросто, – вспоминает Сергей Егоров. – Обогащение молибдена – процесс технологически сложный и длительный. Нужно было досконально изучить всю производственную цепочку, чтобы выявить слабые места.

Тщательная проверка дала свои результаты. Но чтобы окончательно убедиться в правильности своих выводов и выявить истинный размах воровства, понадобилось остановить производство. Шаг рискованный, но именно он расставил все точки над «i». Выяснилось, что похищали молибден не в каком-то одном месте, а на всех этапах технологического процесса и каждый день. В цехах действовали целые смены, которые занимались хищениями. За непродолжительное время было украдено свыше 80 тонн молибдена. Все члены преступной группы были изобличены и осуждены.

Спиртовой магнат

Вместе с экономическим возрождением страны стало меняться и «лицо» преступности. На место «отмороженных» рэкетиров в спортивных штанах пришли отглаженные клерки в белых рубашках. Экономические преступления стали более изощренными, тщательно продуманными и надежно прикрытыми поддержкой дорогих адвокатов. В новые времена даже рейдерские захваты стали проходить утонченно, с учетом буквы закона.

Уже в должности старшего следователя по особо важным делам СЧ СУ УМВД по Рязанской области Сергею Егорову довелось расследовать рейдерский захват Ибердского спиртзавода в Кораблинском районе. Мошенническая схема была разработана безупречно. Испытывающему материальные трудности предприятию поспешил прийти на помощь теневой спиртовой король из Москвы Мириани Кевхишвили. У него были тесные связи с разными регионами. Предприниматель свел руководство завода с фирмой «Сагами», которая в обмен на деньги потребовала векселя предприятия на сумму долга, что и было сделано. Однако столичные акулы криминального бизнеса не собирались выступать в роли тугого кошелька. Получив векселя и не дожидаясь улучшения ситуации на заводе, о чем была договоренность, кредиторы тут же отнесли бумаги в арбитражный суд и принялись осуществлять процедуру банкротства.

Генеральный директор, женщина, поторопилась обратиться в милицию. Но формально сделка была проведена без сучка и задоринки. Однако в ходе изучения деловых бумаг Сергей Егоров наткнулся на знакомые фамилии. «Спиртовой магнат» уже проходил у него по уголовному делу и даже успел отбыть срок. Тогда расследовалось воровство на Покрово-Шишкинском спиртзаводе в Милославском районе. При опломбированном оборудовании спирт уходил налево цистернами. Курировал операцию непосредственно Мириани. По его разветвленной дилерской сети рязанский спирт высокого качества поставлялся на Кавказ по подложным документам и реализовывался как «осетинский».

Раскрылась афера случайно. Сыграл пресловутый человеческий фактор. Спиртовоз с левой продукцией проскочил железнодорожный переезд на запрещающий огонь семафора. Госавтоинспекторы отреагировали незамедлительно. Проверили документы у водителя – все было в порядке, но вел он себя подозрительно нервно. На всякий случай вызвали начальника отделения по борьбе с экономическими преступлениями. А тот, едва взглянув на подпись директора спиртзавода, понял, что это фальшивка. Липовой оказалась и печать предприятия, в ней отсутствовала одна буковка.

Все фигуранты по делу, включая главного инженера, были осуждены.

Афера с рейдерским захватом Ибердского спиртзавода была прокручена по уже знакомому сценарию. В документах обнаружилась поддельная печать фирмы «Сагами» с пропущенной буковкой. Делалось это мошенниками преднамеренно, чтобы избежать ответственности. Мол, другое название – другое предприятие, а мы к аферам не имеем никакого отношения. Однако хитрецы на этот раз просчитались.

– Поездка в Москву развеяла все наши сомнения, – рассказывает старший следователь по особо важным делам Сергей Егоров. – Мы нашли в неказистом помещении офис фирмы «Сагами» и заглянули в компьютеры. Нас ждал сюрприз – уже были готовы шесть пакетов документов на банкротство других мелких спиртзаводов в разных регионах России. И все по той же беспроигрышной схеме. Мириани Кевхишвили, отбыв наказание по первому делу, с утроенной энергией принялся восстанавливать границы своей спиртовой империи.

«Банковское дело»: век спустя

В начале ХХ века неприметный Скопинский сбербанк гремел на всю Россию. Известность ему принесло «дело Рыкова». Доморощенный махинатор создал финансовую пирамиду наподобие нынешнего «МММ» и собирал деньги по всей стране под разработку мифического месторождения полезных ископаемых.

Спустя век о сотрудниках кредитного отдела Скопинского отделения Сбербанка опять прошла недобрая слава. Правда, в новейшие времена мошенники оказались пожиже, но каков размах! Более 735 эпизодов преступной деятельности.

Начиналась история обыденно. Скромная медсестра, устав жить на скудное жалованье, решила организовать свой бизнес – закупать золото в Польше подешевле и продавать своим подороже. Для этого взяла кредит в банке. Но бизнес не задался, отдавать долг было нечем. Чтобы погасить обязательные платежи, пришлось уговаривать знакомых, чтобы взяли кредит на свое имя под «золотое дело». Потом появились новые простачки. Так пошло и поехало. А когда из тюрьмы вышел брат, то бизнес обрел семейные черты. Кредиты стали оформляться на вымышленных людей.

Работники кредитного отдела банка, конечно же, были в курсе, но солидный «откат» позволял на все закрывать глаза.

– Афера раскрылась неожиданно для всех действующих лиц, – отмечает следователь по особо важным делам Сергей Егоров. – Мошенники однажды допустили оплошность и произвели выплаты за реального клиента. Женщина была удивлена, что у нее погашена вся сумма за месяц, и обратилась за разъяснениями в милицию.

Профессионалы тут же выявили в кредитных досье «мертвых душ». Сделать это было не так уж сложно: на ксерокопиях паспортов разных клиентов была одна и та же фотография. Тем не менее фантазия у брата с сестричкой была богатая. Они сами придумывали имена и фамилии несуществующих клиентов банка, их места проживания. Сами готовили справки о зарплате, скрепляя их поддельными печатями скопинских предприятий.

Сотрудники кредитного отдела банка, узнав о проблемах, попытались фальсифицировать электронную базу данных и уничтожить фальшивые кредитные досье. Когда это не удалось, двое сотрудниц пустились в бега. Одну женщину удалось найти только через год во Владимире, где она жила на съемной квартире со своим другом. Парочка сдавала золото в ломбард – и не бедствовала.

Сейчас это уголовное дело передано в суд, но рассчитывать на быстрое его разрешение не приходится. Уж слишком много эпизодов преступной деятельности. За пару лет обманным путем мошенники получили свыше 100 миллионов рублей.

Вдали от дома

Не так давно Сергей Егоров вернулся из полугодовой командировки в Карабулак, где оказывал помощь местным ОВД в раскрытии и расследовании преступлений террористической направленности. Для Рязани разгул 90-х остался в прошлом, а в Дагестане по-прежнему горячо. Оружие изымается огромными партиями, и оно стреляет. Сама служба в правоохранительных органах требует от местных жителей определенного мужества. На коллег из Карабулака Сергей Егоров взглянул другими глазами. Иные, чтобы уберечь близких, вынуждены сочинять легенды об увольнении из органов. А сами тайными тропами, переодевшись, ходят на службу и рискуют жизнью. Сергей Егоров тоже ощущал себя одним из них. Дома его ждали жена, две дочки-школьницы. И они тоже не знали, чем он занят, но верили, что все будет хорошо.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 79 (4130) от 04 мая 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
СКОПИН. В конференц-зале администрации состоялось заседание комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства в городе
Среди участников – глава горадминистрации Татьяна Мастюкова, начальники отделов, индивидуальные предприниматели.
Связь поколений
Представители ветеранских организаций из Рязани и Москвы обсудили дальнейшую работу с молодежью
Ольга Трубушкина
Читайте в этом номере: