Недавно в Рязани в торгово-развлекательном центре «М5 Молл» прошел показ фильма «Майрик» французского режиссера армянского происхождения Анри Вернея о судьбе спасшихся от геноцида армян-беженцев. В этом году отмечалась 97-я годовщина тех трагических событий, которые унесли жизни почти 1,5 миллиона человек.
Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место в истории армянского народа. Именно в этот день в Константинополе начались массовые аресты армян-ской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. Жертвами турецкого террора стали писатели, композиторы, музыканты, актеры...
В Рязани траурный митинг состоялся у памятника «Камня-Хачкар». Армяне почтили память погибших и возложили цветы.
– В душе каждого армянина хранится память о геноциде, и неважно, в какой точке земного шара мы живем, здесь в России или у себя на родине, – сказал заместитель председателя Рязанского регионального отделения «Союз армян России» Михаил Абелян.
По всей стране в этот день в кинотеатрах прошел показ фильма «Майрик» (в переводе с армянского означает «мать») Анри Вернея. Через воспоминания шестилетнего ребенка представлена история семьи Закарян – одной из немногих спасшихся от геноцида армянских семей, нашедших пристанище в Марселе.
Для съемок фильма в 1991 году режиссер пригласил лучших киноактеров: роль матери играет несравненная Клаудия Кардинале, отца – Омар Шариф. Роли тетушек исполняют актрисы Изабел Садоян и Натали Рассель. Самого же юного Азата Закаряна играет мальчик, отобранный из 600 его сверстников.
Сценарий к фильму был написан более чем в 40 вариантах, но лишь один из них в 1985 году был опубликован, а затем переведен на десять языков, общим тиражом 200 тысяч экземпляров. Армянский перевод книги издан в 1988 году в США. Французский журнал «Пари матч» назвал фильм «самым дорогим произведением европейского кино». А сыгравшему одну из главных ролей Омару Шарифу за съемки в фильме запрещен въезд в Турцию.
Этот фильм даже не столько о геноциде, сколько о вечных ценностях, о семье, объединенной любовью и нежностью, со своими традициями и историей.
– К сожалению, сейчас не хватает таких фильмов. За все время его существования по российскому телевидению картину показывали всего один раз, – сказал Михаил Абелян.